Эксперт рассказал о проблемах авторынка на фоне санкций
В разговоре с корреспондентом Autonews.ru Инна Литвиненко, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления и предпринимательства МГГЭУ (ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет») отметила, что максимальное снижение доступности автомобилей для рядового покупателя следует ожидать за счет дальнейшего изменения курсовых соотношений рубля и валют стран — экспортеров товаров, необходимых при производстве автомобиля. На данный момент, — комментирует она, — очевидно, что рубль может просесть еще и значительней. Что, в свою очередь, в разы увеличивает спрос. Увеличение спроса неизменно ведет к удорожанию товара при прочих равных условиях.
Даже в случае приобретения автомобиля российского производства, компании — производителю приходится приобретать оборудование, материалы, лицензии, программное обеспечение, а иногда и труд специалистов из-за рубежа. К примеру, Toyota остановила завод в Санкт-Петербурге и прекратила поставки на территорию России с 4 марта. Причина, как и у большинства марок, сбои в поставках комплектующих.
«Снижение курса рубля приводит к удорожанию этих закупок в рублевом эквиваленте, при их неизменной цене в иностранной валюте. Пропорционально доле импорта в стоимости автомобиля увеличивается и его цена. Что, собственно, мы наблюдаем уже сейчас, — пояснила Инна Литвиненко. — Автодилеры пересматривают ценовую политику в стороны повышения, как на новые, так и б/у автомобили. За последние дни стоимость б/у автомобилей выросла на 13%. Особой популярностью пользуются авто стоимостью до 600 тыс. руб.».
Значимое воздействие на доступность автомобиля окажет изменение и в инвестиционном климате России. В условиях невозможности сохранения денег за счет традиционных инструментов сбережения происходит рост спроса на дорогостоящие товары длительного пользования, в том числе автомобили, как минимум до лета-осени 2022 года.
«Ситуация с возникновением избыточного спроса уже сейчас начинает усугубляться снижением предложения. Так, многие иностранные производители, в том числе Audi, BMW, Renault, Hyundai, Ford, Volvo, General Motors, Skoda, Porsche, Volkswagen заявили об ограничении сотрудничества с Россией, в том числе прекращении поставок на ее территорию. Ожидается сходные меры со стороны других автопроизводителей», — заявляет Инна Литвиненко.
Очевидно, что сложившаяся ситуация провоцирует значительный рост цен не только на оставшиеся новые авто, но и на вторичный сегмент. В среднем, ожидается рост на зарубежные б/у автомобили от 20 до 50%. В первую очередь, под удорожание попадут авто до 5-7 лет в хорошем состоянии.
Что касается российских автомобилей, отмечает эксперт, то Lada, например, объявила о рекордном повышении цен с 1 марта. Остановилась отгрузка запасных частей дилерам.
«Мы сейчас входим в новые реалии нашей жизни: резкое снижение предложения, резкий рост спроса на фоне снижения покупательской способности. На данный момент у населения есть свободные денежные средства, а также огромное желание максимально выгодно их вложить. И автомобиль является одним из приоритетных вложений. В дальнейшем, при снижении спроса, как и предложения до минимальных позиций, появятся новые схемы приобретения автомобилей, в том числе и посредством организации поставок через территории соседних дружественных государств», — добавила спикер.
Разумеется, при наличии достаточной суммы новый автомобиль в России удастся купить даже в случае дальнейшего ужесточения санкций, однако увеличение ключевой ставки до 20%, разрыв логистических цепочек и иные деструктивные явления указывают на высокие риски роста безработицы и сокращения доходов занятых не только в иностранной валюте, но и в рублях, что может снять с повестки дня вопрос о модернизации автопарка для многих наших сограждан в ближайший год.