Операция «Анаконда». Кто и почему может тормозить машины на дорогах
В социальных сетях многие московские автомобилисты пожаловались на участившиеся случаи остановки сотрудниками ГИБДД. Кроме этого, водители отметили, что представителей правоохранительных органов на дорогах стало заметно больше. Это может быть связано с началом специального профилактического мероприятия «Анаконда».
По данным РБК, в рамках этой операции дополнительные наряды выставлены на основных магистралях южного направления, а полиция выборочно останавливает автотранспорт и проверяет его по базам данных МВД и ГИБДД. Особое внимание при этом уделяется машинам, прибывшим из южных регионов и Украины.
На этом фоне в автомобильном сообществе участились споры о правомерности таких остановок. Также многие водители по-прежнему задаются вопросом, сотрудники каких силовых ведомств на законных основаниях могут «тормозить» машины. Autonews.ru с помощью экспертов решил разобраться в этом вопросе и выяснить, кто, помимо сотрудников ГИБДД, может остановить автомобиль для проверки документов.
Сотрудники ППС
Одним из самых популярных заблуждений среди водителей является мнение о том, что сотрудники ППС не имеют права остановить автомобиль для проверки. Как объяснил корреспонденту Autonews автоюрист Дмитрий Дугин, ППС, как и Госавтоинспекция, или, например, ОМОН, являются подразделениями полиции, поэтому на все эти ведомства распространяется действие Федерального закона «О полиции». Согласно нему, любой сотрудник полиции имеет право остановить машину и проверить, есть ли у водителя права и страховой полис или другие обязательные документы, которые должен возить с собой каждый автомобилист.
«Сотрудники патрульно-постовой службы являются теми же сотрудниками полиции. Поэтому, по закону, они имеют право проводить проверку документов. Следовательно, для этого они могут останавливать и автомобиль», — объяснил Дугин.
Правда, для остановки автомобиля сотрудникам ППС все равно требуются основания. Согласно закону, они имеют на это право в следующих случаях:
- в целях предотвращения или пресечения преступления, административного правонарушения, а также задержания лиц, подозреваемых в их совершении;
- при обращении граждан с заявлениями о преступлении или административном правонарушении.
Таможня
На данный момент право останавливать автомобиль имеют и представители Федеральной таможенной службы (ФТС). Речь тут идет исключительно о грузовом транспорте. При этом, самостоятельно останавливать автомобили сотрудники ФТС могут только в зонах таможенного контроля вдоль государственной границы. Если снаряженная масса машины превышает 3,5 тонны, то, кроме приграничных постов, таможенники могут тормозить грузовики в 24 регионах, а также в Санкт-Петербурге. Во всех остальных случаях для остановки машин сотрудники ФТС должны привлекать ГИБДД.
Но уже в скором времени эти правила могут измениться. Так, российские власти предложили разрешить представителям Федеральной таможенной службы (ФТС) останавливать автомобили массой 3,5 тонны и более по всей России без привлечения сотрудников ГИБДД. В документе отмечается, что это нововведение поможет предотвратить ввоз и оборот в России санкционных и контрафактных товаров, а также пресечь незаконные схемы минимизации уплаты налогов.
Сотрудники Ространснадзора
Сотрудники Ространснадзора также имеет полное право останавливать автомобили (в данном случае речь идет также о большегрузах), если они вызывают подозрения о нарушении норм перевозки груза. Причем делать они это могут даже если рядом нет представителей ГИБДД. Так, в полномочия сотрудников ведомства входит:
- остановка машины, водитель которой осуществляет перевозку груза в пределах РФ (только на стационарных постах);
- остановка водителей, осуществляющих международные перевозки (на стационарных и временных постах);
- проверка документации на перевозимый груз.
Дорожники и экстренные службы
Потребовать остановки автомобиля могут и работники дорожно-эксплуатационных служб. Разумеется, никаких документов они спрашивать не имеют права. Речь идет исключительно об освобождении проезжей части в случае, к примеру, проезда спецтехники или ремонта дорожного полотна. Также потребовать остановиться могут сотрудники экстренных служб (МЧС, «скорая помощь») в случае, если проезд машин может мешать ликвидации аварии или оказанию помощи пострадавшим.
«Разумеется, сотрудники экстренных служб в случае необходимости могут заблокировать проезд транспорта. Приоритета у них перед сотрудниками ГИБДД, конечно, никакого нет. Более того, требовать какие-либо документы у водителей они также не имеют права», — подчеркнул автоюрист.
ВАИ и Росгвардия
Основное предназначение ВАИ (военная автомобильная инспекция) — обеспечение безопасности при передвижении военных транспортных средств. Кроме этого, сотрудники этой структуры следят за соблюдением ПДД военными за рулем. При этом остановка и проверка гражданских водителей в их компетенцию не входит. Все тоже самое касается представителей Росгвардии, которые контролируют только свои служебные машины.
«Никаких прав в отношении гражданской техники у них нет. Они созданы для контроля автотранспорта армейских подразделений, которого сейчас тоже немало», — пояснил Дугин.
При этом военные в некоторых случаях могут выступать и в роли полноценных регулировщиков на дорогах. Чаще всего такую роль они исполняют при движении колонн военной техники.