Техосмотр с 1 марта: появится штраф, процедура прохождения усложнится
С 1 марта начинают действовать изменения в процедуре прохождения техосмотра. Ужесточения должны усложнить возможность оформления «серых» диагностических карт, которые некоторые недобросовестные пункты оформляют удаленно с помощью фотошопа. А за отсутствие диагностической карты появится новый штраф. Разбираемся, почему пройти техосмотр станет сложнее, кому грозит штраф за отсутствие диагностической карты и почему пунктов техосмотра с 1 марта станет меньше.
Штраф за техосмотр 2 тыс. рублей: кого накажут
С 1 марта 2022 года в КоАП заработают изменения, позволяющие штрафовать водителей на 2 тыс. рублей за непройденный техосмотр. Процедуру прохождения техосмотра перевели на добровольный режим для всех физлиц, однако для некоторых случаев получение диагностической осталось обязательным. Согласно разъяснениям ГИБДД, прохождение техосмотра обязательно в следующих случаях:
- при перерегистрации транспортного средства в ГИБДД старше четырех лет на нового владельца;
- если собственник транспортного средства приобрел машину, она не вводилась в эксплуатацию, но машине исполнилось более четырех лет и ее решили впервые зарегистрировать;
- в любое время при внесении изменений в конструкцию;
- в случае, если автомобиль используют для предоставления услуг в качестве такси, и в других ситуациях для перевозки пассажиров;
- при использовании автомобиля в качестве служебного транспорта.
Получается, что во всех случаях, когда техосмотр необходим, а диагностической карты на руках у водителя не окажется, то ему грозит штраф.
До этого момента оштрафовать автомобилиста-частника без диагностической карты фактически было невозможно. Ответственность за отсутствие техосмотра прописана в прекращающей свое действие 1 марта ч.2. ст. 12.1 КоАП «Управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли технический осмотр». Штраф составлял всего 500-800 руб. Такую норму в ГИБДД назвали «узковатой», ведь оштрафовать по ней можно было только таксистов, водителей общественного транспорта или грузовиков.
Фактически и новый штраф в 2 тыс. рублей остается скорее номинальным. Изначально он был разработан для контроля за прохождением обязательного техосмотра. Проверять, если ли данные о техосмотре в базе ЕАИСТО должны были дорожные камеры в автоматическом режиме. После перевода системы на добровольную основу такие планы оказались уже не столь актуальны.
В ГИБДД подтвердили, что дорожные камеры фиксировать отсутствие диагностических карт не будут. Это объяснили техническими проблемами: оказалось не так просто в автоматическом режиме отличать легковой транспорт от грузового, определять год выпуска автомобилей и проверять возможное нахождение в реестре легковых такси. Когда эти проблемы решат, возможно, фиксация все-таки заработает в автоматическом режиме.
Пройти техосмотр нелегальными способами станет сложнее: требования к картам повысят
1 марта вступает в силу приказ Министерства транспорта, который повысит требования к процессу фотофиксации при начале и окончании проведения техосмотра. Согласно изменениям в правилах проведения техосмотра, в самом начале диагностирования нужно сделать не просто фотографию автомобиля с госномером. На ней также должен находиться и проводящий проверку эксперт.
Как указано в документе, в начале проведения технического диагностирования нужно сделать фотографию, на которой должен быть изображен автомобиль в ¾ - то есть должно быть видно переднюю и боковую часть машины. Кроме того, на снимке должен быть виден госномер. Мало того, рядом с машиной должен стоять эксперт: в полный рост, лицом в камеру. В конце проведения техосмотра нужно сделать такой же снимок уже на фоне задней части автомобиля.
Такой прием, по мнению Минтранса, позволит защитить рынок от работы так называемых «фотошоперов». Это диагностические пункты, которые имеют официальную лицензию и доступ в систему ЕАИСТО, что позволяет им выдавать диагностические карты, которые «бьются» в системе. С помощью компьютерной графики такие «серые» пункты техосмотра вклеивают изображения автомобилей на фотографии своих площадок и оформляют карты удаленно.
С 1 марта это допущение исчезнет: cами файлы с фотографиями не должны подвергаться редактированию, в том числе посредством изменения exif-данных. А координаты места нахождения автомобиля должны находиться в радиусе не более 40 метров от координат пункта. Ответственные пункты техосмотра, как выяснил Autonews.ru, уже закупили специальное оборудования — крепления для сотовых телефонов, которые позволяют специалистам делать такие селфи самостоятельно.
Председатель Союза операторов технического осмотра Бурдюгов Максим заявил Autonews.ru, что изменения позволят победить такое явление, как оформление диагностических карт с помощью фотошопа. Ведь, по его словам, такое редактирование фотографии, когда на нее нужно вклеивать не только плашку с госномером, но и эксперта, будет слишком трудозатратно. По его оценкам, отличить фотошоп на таких картах станет проще. «Даже если кто-то продолжит предлагать такую услугу, стоить это будет слишком дорого, проще приехать по-настоящему», – считает Бурдюгов.
А вот руководитель Гильдии операторов технического осмотра транспортных средств при МТПП Игорь Волчек настроен более скептично. Он заявил, что большинство серых операторов постарается до 1 марта оформить максимальное количество диагностических карт с помощью фотошопа. Дело в том, что 1 марта – крайний срок работы для пунктов техосмотра, которые решили не получать лицензию в Российском союзе автостраховщиков (РСА) для работы в новом периоде.
«И получается, что они оформят эти карты и потом просто уйдут с рынка, – рассуждает Волчек. – При этом выданные ими карты по факту действительны: они есть в ЕАИСТО, и просто так их аннулировать у ГИБДД не получится. Надо проводить проверку, расследование, найти доказательства, что карта «серая», и только потом прекращать ее действие. Но это слишком трудозатратно, проверять каждый пункт. Техосмотр нужно делать обязательным, а регулирование цен на него отдать рынку», – сказал эксперт.
С 1 марта количество диагностических пунктов уменьшится
Как напомнили в Союзе операторов техосмотра, с 1 марта истекает возможность для работы тех пунктов техосмотра, которые решили не получать лицензию или не прошли проверку по новым требованиям РСА. Всего, по данным РСА, в России зарегистрировано 4 839 операторов пунктов техосмотра. Из них, как сообщили в союзе операторов, подтверждение соответствия получили 587 пунктов и 694 прошли процедуру первичной аккредитации.