Советские модели, которыми мы гордимся: они получали награды за рубежом
Триумф в Брюсселе, 1958 год
На Всемирную выставку в Брюсселе СССР отправил представительную «делегацию», состоящую из таких автомобилей как ЗИЛ-111, ГАЗ-13 «Чайка», ГАЗ-21 «Волга» и «Москвич-407». Так как первые два автомобиля экспортировать или продавать за рубежом не планировалось, то они служили своеобразными «шоу-стопперами». А вот к «Волге» и «Москвичу» европейские покупатели могли присмотреться. Тем более, что основанный в 1956 году «Автоэкспорт» намеревался активно продавать советские автомобили за рубеж.
Если «Москвич-407» особого интереса в Брюсселе не вызвал, то ГАЗ-21 «Волга» получил престижный Гран-при выставки. Став первым советским автомобилем, удостоенным высокой международной награды. Справедливости ради стоит упомянуть, что Гран-при удостоилась вся экспозиция Горьковского автозавода, куда помимо «Волги» и «Чайки» ещё входил и грузовик ГАЗ-52.
ГАЗ-21 «Волга» не зря считается культовым советским легковым автомобилем. Разумеется, номенклатурные ЗИЛы и «Чайки» были технически совершеннее «Волги», но советским гражданам они были недоступны, да и «живьем» их многие видели всего несколько раз в жизни. А «Волги» начиная с 1956 года стали уверенно обживать улицы советских городов. И когда удавалось рассмотреть и потрогать машину, да ещё поговорить с владельцем, то возникало ощущение настоящего «космоса».
2,4-литровый двигатель мощностью 65 л.с. выглядел предпочтительнее 52-сильного мотора «Победы», но так и «Волга» по сравнению с предшественницей заметно подросла. Поэтому именно мотор чаще всего вызывал неудовольствие владельцев. Двигателем были недовольны и создатели. И уже в 1958 году появился форсированный до 70 л.с. мотор, с которым «Волга» и отбыла покорять Брюссель.
Популярность ГАЗ-21 объясняется не только её незаурядной внешностью, но ещё и тем, что машина появилась на свет в тот период советской истории, который сейчас называют «оттепелью». Когда многим казалось, что в жизни страны наступают серьезные перемены, что теперь она станет более открытой и все тяжелые испытания остались позади. Вот почему новый автомобиль Горьковского автозавода был своеобразным символом грядущих перемен.
«Юность», покорившая Францию
Весной 1967 года на 18 Международном конкурсе автобусов в Ницце (Semaine Internationale du Car) дружно «выстрелили» сразу два представителя СССР — микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» и ПАЗ «Турист-8,5 м». Оба получили несколько призов, но, к сожалению, серийным из них стал только ЗИЛ-118. Причем правильнее будет сказать — мелкосерийным, так как с 1962 по 1998 годы было выпущено всего 87 микроавтобусов двух поколений. То есть, ЗИЛ-118 «Юность» был таким же малотиражным, как правительственные седаны ЗИЛ на базе которых он создавался.
В 1967 году ЗИЛ-118 «Юность», авторами которой были Александр Ольшанецкий и Эрик Сабо, показал, что 17-местный микроавтобус длиной 6,8 метра и колесной базой 3,7 метра может выглядеть не менее элегантным, чем легковой автомобиль. Дизайнеры не просто создали изящный и стремительный облик, а подчеркнули премиальность машины обилием хрома, четырьмя фарами, двухцветной окраской кузова и тонированными окнами в крыше.
Кроме того, в жаркую погоду в крыше можно было открыть большую сдвижную секцию, длина которой достигала почти двух метров. Даже недоброжелатели СССР признавали, что советским дизайнерам удалось сделать едва ли не самый красивый микроавтобус шестидесятых годов.
Вызывала уважение и техническая начинка, во многом позаимствованная у представительского седана ЗИЛ-111. Микроавтобус оснащался шестилитровой бензиновой «восьмеркой» мощностью 150 л.с. и «автоматом». Кузовные панели прокладывались слоем полиуретана, что улучшало звуко- и теплоизоляцию. Несмотря на массу в пять тонн, ЗИЛ-118 «Юность» обладал резвым характером и мог разогнаться до 120 км/ч. Вряд ли в мире существовал на тот момент другой такой же быстрый и комфортабельный микроавтобус.
Руководство ЗИЛа долгие годы пыталось «пробить» финансирование производства «Юности», но власти сомневались. Слишком уж «неформатную» машины создали зиловские конструкторы. На бумаге всё выглядело неплохо: «Юность» позиционировали как маршрутный микроавтобус, экскурсионный, медицинский и служебный. Однако эти сегменты успешно «закрывали» другие машины. Более дешевые.
ЗИЛ-118 «Юность» оказался в парадоксальной ситуации: без начала конвейерного производства снизить себестоимость машины было невозможно. Но серийное производство постоянно откладывалось, потому что цена была слишком высокой — сказывалось близкое родство с малотиражными правительственными лимузинами.
В результате, в полноценную серию ЗИЛ-118 «Юность» так и не пошел, оставшись штучным автомобилем и изготовленным в количестве 20 экземпляров. Его преемник — ЗИЛ-118К, получивший впоследствии индекс ЗИЛ-3207, хоть и был выпущен гораздо большим тиражом, но также оставался дорогим мелкосерийным микроавтобусом ручной сборки. К тому же, в отличие от предшественника, зарубежных наград он не получал.
«Нива» и чехословацкая золотая медаль
В феврале 1976 года на ВАЗе были собраны первые экземпляры внедорожника ВАЗ-2121 «Нива», фактически ставшего родоначальником класса компактных кроссоверов. Неудивительно, что первый же зарубежный дебют «Нивы» был отмечен медалью высшей пробы. Случилось это в 1978 году в Чехословакии на Международной торгово-промышленной выставке в Брно.
Несмотря на скромные размеры «Нива» по проходимости не уступала многим полноразмерным внедорожникам. А небольшая цена позволила «Автоэкспорту» успешно продавать машину во многие страны. Автомобиль был популярен в ФРГ, Италии, Франции, Австрии и скандинавских странах, причем часто «Нива» дорабатывалась. Машина оснащалась другими двигателями, включая дизельный, её превращали в кабриолет и даже в пляжный багги.
За свою долгую жизнь автомобиль неоднократно менял имя, превращаясь то в Lada 4x4, то в Lada Niva Classic, попутно внедорожник обзавелся измененной третьей дверью, пятидверной модификацией и пережил несколько модернизаций. Самое удивительное, что старушка «Нива» все еще выпускается. Это говорит о том, что в семидесятых годах конструктор П. Прусов создал «вневременную» машину, которая спустя почти полвека с момента появления остается конкурентоспособной. Впрочем, это было ясно ещё в 1978 году в Брно, где «Нива» получила золотую медаль.