Автомобили в погонах: от «Остин-Путиловца» до «бардака»
«Остин-Путиловец» для русской армии
С началом Первой мировой войны в русскую императорскую армию рекрутировали множество автомобилей разных производителей, от отечественного «Руссо-Балта» до «Рено» и «Фиатов». Но самый защищенный предложила русскому правительству английская фирма Austin, которая с 1914 года начала выпуск бронеавтомобилей. Так как ничего подобного в России тогда не выпускалось, за предложение англичан ухватились и вскоре первые броневики Austin стали поступать в части.
На шасси грузовика Austin грузоподъемностью три тонны устанавливалась рубка из броневых листов толщиной 4 мм, на которую ставили две бронированные пулеметные башенки, каждая из которых оснащалась 7,62 мм пулеметом конструкции Х. Максима. Четырехступенчатая механическая КПП и 30-сильный (впоследствии 50-сильный) бензиновый двигатель взяли от грузовика. Машина массой 2,6-3,5 тоны могла на шоссе разогнаться до 40 км/ч, но из-за отсутствия полного привода на бездорожье была малопригодна.
Из Англии в Россию было отправлено примерно полторы сотни броневиков, но из-за все возрастающей загрузки фирм Austin и Vickers (бронелисты) военными заказами, англичане предложили отправлять в Россию только шасси. Тем более в 1916 году на петроградском Путиловском заводе был спроектирован отечественный вариант броневика, который получил название «Остин-Путиловец». От своего британского брата броневик отличался диагональным расположением пулеметных башен, что позволяло вести огонь «всем бортом». Кроме того, русские инженеры доработали ходовую часть броневика, что благоприятно сказалось на проходимости.
Но из-за крушения Российской империи, а затем и Октябрьской революции, англичане не спешили отгружать машинокомплекты и «Остин-Путиловец» оказался малотиражным броневиком. С марта 1918 и до 1920 года было выпущено всего 33 колесных машины и 12 полугусеничных, которые назывались «Остин-Путиловец-Кегресс». Эти машины приняли активное участие в Гражданской и советско-польской войне и простояли на вооружении до начала тридцатых годов, как и изготовленные в Англии броневики Austin. Один броневик британского производства с пафосным названием «Враг капитала» прославился тем, что именно с него 16 апреля 1917 года В.И. Ленин произнёс пламенную речь о грядущей и неизбежной победе пролетариата.
БА-10
В Советском Союзе всегда уделялось огромное влияние развитию бронетанковой технике и бронеавтомобилей. В 1938 году на Ижорском заводе начался выпуск бронеавтомобиля БА-10, который в момент своего создания являлся одним из сильнейших броневиков в мире.
Бронемашина строилась на базе трехосного грузовика ГАЗ-ААА, оснащалась 85-сильным бензиновым двигателем и несмотря на массу в 7,5 тонны разгонялась на шоссе до 90 км/ч. Кроме того броневик мог преодолеть 0,6-метровый брод и ров такой же ширины. Броневик отличало сильной вооружение аналогичное советским легким танкам и состоявшее из 45-мм пушки и одного 7,62 мм пулемета. 10 мм броня защищала лоб корпуса и башни, а также борта.
Этот бронеавтомобиль участвовал во всех военных конфликтах конца тридцатых годов, но момент истины для него наступил в июне 1941 года. Советские бронавтомобили почему-то принято ругать, хотя мало кто обращает внимание на то, что трагическим летом-осенью 1941 года они использовались не по назначению. Ими затыкали буквально все дыры, нередко бросая в бой против танков, для чего эти разведывательно-дозорные машины совершенно не предназначались.
Разумеется, они несли огромные потери, главным образом из-за неграмотного применения. Однако когда их использовали по назначению, результаты всегда были весьма неплохими. Так в середине июля 1941 года разведрота из состава 63-го стрелкового корпуса 21-й армии Центрального фронта, вооруженная в том числе двумя бронеавтомобилями БА-10, в районе Бобруйска атаковала из засады и полностью разгромила немецкую автоколонну. В результате умелого использования двух БА-10 удалось уничтожить три танка и пушечно-пулеметным огнем нанести немцам тяжелые потери. При этом был захвачен штабной автомобиль в котором у убитых немецких офицеров были изъяты ценные документы.
Этот эпизод показывает, что при умелом и грамотном использовании БА-10 мог эффективно сражаться с противником и наносить ему немалый урон. Однако в первые месяцы войны было потеряно огромное количество БА-10 и к 1944-1945 гг. они сохранились в основном в дальневосточных дивизиях. Которые в августе 1945 года успешно использовали их в боях против Квантунской армии, после чего все оставшиеся БА-10 были сняты с вооружения.
БА-64
Самым массовым бронеавтомобилем Красной армии периода Великой Отечественной войны стал разработанный в Горьком в конце 1941 года броневик БА-64. Машина была построена на шасси армейского внедорожника ГАЗ-64 и фактически представляла собой бронекапсулу из броневых листов толщиной 6-12 мм, установленную на шасси ГАЗ-64 и вооруженную 7,62 мм пулеметом ДТ.
Броневик весил 2,3 тонны, оснащался бензиновым мотором мощностью 50 л.с. и мог разгоняться на шоссе до 80 км\ч. Экипаж состоял из двух человек — водителя и пулеметчика. Главными достоинствами броневика были его дешевизна, массовость и ремонтопригодность. Выпуск машины начался на ГАЗе весной 1942 года и вскоре броневики встречались практически во всех частях Красной Армии.
В отличие от 1941 года броневиком не пытались латать дыры на фронте и использовали строго по назначению — как разведывательную машину и как высокомобильную огневую точку, способную поддержать пулеметным огнём разведчиков или пехотинцев и быстро покинуть опасный участок. БА-64 был прост в управлении и практически любой призывник с водительскими правами в кратчайшие сроки осваивал премудрости управления. Эта бронемашина стала одним из символов Победы, пройдя все без исключения фронтовые дороги от Сталинграда до Берлина и была снята с производства в 1946 году, разойдясь по свету тиражом более 9 тысяч экземпляров.
«Бардак» для СССР
Не было в Советской Армии более любимого и популярного бронеавтомобиля, чем знаменитый «бардак» — БРДМ. Боевая разведывательно-дозорная машина была разработана в середине пятидесятых годов и в 1957 году на Горьковском автозаводе начался выпуск БРДМ-1.
Главным достоинством машины была её фантастическая проходимость, ведь помимо полного привода она имела четыре опускаемых колеса с цепным приводом и теоретически могла проехать там, где проходили только танки. Но из-за слабого 85-сильного двигателя 5,6-тонной бронемашине не всегда удавалось реализовать заложенную конструкторами проходимость. Да и вооружение из одного 7,62 мм пулемета было явно слабым. Больно «ужалить» врага таким оружием вряд ли получилось бы, однако до 1966 года ГАЗ выпустил более 10 тысяч БРДМ-1.
Несмотря на считавшееся неплохим в пятидесятые годы бронирование в 7-11 мм, возможность плавать со скоростью 9 км/ч и брать десант из трех человек, уже в конце пятидесятых годов газовские конструкторы начали разрабатывать улучшенный вариант машины. Которая получила название БРДМ-2, ее серийный выпуск начался на ГАЗе в 1963 году.
Горьковчане улучшили абсолютно все ключевые параметры машины: толщина лобовой брони выросла до 14 мм и теперь поразить её в лоб из обычного стрелкового оружия было почти невозможно. Мощность двигателя составляла 140 л.с., а максимальная скорость увеличилась до 95 км/ч и 10 км/ч на плаву. Но самое главное, БРДМ получила башню с 14,5 мм крупнокалиберным пулеметом Владимирова.
Этот самый мощный пулемет в мире гарантированно мог поражать легкобронированные цели на дальности 2 км, а живую силу противника уничтожать на дальности до 4 км. Не случайно, все бронемашины стран НАТО 70-80-х годов проектировались с учетом возможности противостоять бронебойным пулям пулемета Владимирова.
«Бардак» обоих поколений, благодаря своим массовым поставкам в другие страны, принял участие практически во всех военных конфликтах произошедших с шестидесятых годов и по наше время. К сожалению, пришлось машине повоевать и на просторах бывшего СССР.
В России машина хоть и остается пока на вооружении, но уже заменяется более современной техникой. А вот в армиях других стран она будет служить ещё очень долго. Потому что достойную альтернативу — такую же недорогую и простую в эксплуатации, — на оружейном рынке надо ещё поискать. Так что «бардак» вполне может дожить в некоторых странах до своего столетнего юбилея. Что лишний раз говорит о том, насколько незаурядную и вневременную боевую машину создали конструкторы ГАЗа в середине 50-х годов.