Салонный фильтр — от чего защищает и как понять, что его пора менять
Решить проблему отчасти помогает салонный фильтр. Это небольшая «гармошка» из ткани или бумаги задерживает мельчайшие вредные частицы, создавая барьер между пассажирами и поступающим воздухом. Сегодня существует большой выбор салонных фильтров, которые отличаются по составу и цене. Разбираемся, в чем разница и как понять, что его пора менять.
Для чего нужен салонный фильтр
Салонный фильтр — это специальный элемент системы кондиционирования, отопления и вентиляции, который предотвращает попадание пыли, пыльцы, мелких частиц, неприятных запахов и других загрязняющих веществ в салон автомобиля.
Считается, что одним из первых его применил Saab в конце 80-х годов. Это был обычный бумажный фильтр, и он просто задерживал пыль. Спустя десятилетие новый элемент в конструкции авто устанавливали уже практически на всех серийных моделях, даже среднего ценового сегмента.
Современные фильтры предназначены для удаления 99,995% переносимых по воздуху веществ размером до 0,1–0,3 микрона. Они поглощают неприятные запахи и обеспечивают антиаллергенную защиту. Конструктивно салонный фильтр интегрирован в систему HVAC (Heating Ventilation Air-Conditioning) и выполняет следующие задачи:
- обеспечивает чистоту воздуха в салоне автомобиля;
- препятствует попаданию неприятных запахов;
- помогает эффективной работе системе кондиционирования и отопления;
- защищает салон авто от загрязнения пылью и другими мелкими частицами.
В зависимости от марки и модели автомобиля размер и способ установки салонного фильтра будет отличаться. Поэтому при его выборе стоит руководствоваться рекомендациями завода изготовителя. Предпочтение лучше отдавать известным брендам. Средний срок службы, в зависимости от типа и условий эксплуатации, составляет от 30 до 60 тыс. км пробега.
Где находится салонный фильтр
Воздушный фильтр салона — это плоский гофрированный прямоугольный картридж в пластиковой рамке. Он бывает однослойным или многослойным. Первый вариант — самый простой. Он отсеивает крупные частицы пыли и грязи. Многослойные элементы состоят из комбинации бумаги, синтетических волокон и/или хлопка и активированного угля. Такие модели не только задерживают вредные примеси, но и очищают воздух. Некоторые фильтры содержат бактерицидные пропитки и дополнительный наэлектризованный слой, который в прямом смысле словам притягивает взвеси.
В большинстве автомобилей салонный фильтр располагается за перчаточным ящиком («бардачком»). В некоторых он установлен у основания лобового стекла автомобиля под капотом или за приборной панелью. Узнать, где находится салонный фильтр, можно в руководстве по эксплуатации транспортного средства.
Типы салонных фильтров
Несмотря на то, что работа каждого салонного фильтра одинакова, существует несколько типов фильтров, рассмотрим каждый из них:
Барьерные салонные фильтры
Самый простой вид фильтра грубой очистки воздуха. Чаще всего их делают из синтетического волокна белого цвета, реже — из бумаги. Барьерный или сажевый салонный фильтр хорошо отсеивает крупные взвеси, но воздух он не чистит. Таким образом, в салон все равно будут попадать неприятные запахи и угарный газ.
Угольные салонные фильтры
Состоит из синтетического волокна и одного или нескольких слоев активированного угля. Внешне такой фильтр отличить несложно — он черного цвета. Угольные кассеты, в отличие от барьерных аналогов, не только задерживают мелкие частицы, но и очищают воздух от запахов, который затем попадает в салон.
В некоторых из них вместо дополнительного слоя производитель использует пропитку из активированного угля. Если внешне оба таких фильтра отличить будет сложно, то по весу два элемента различаются существенно. Фильтр с полноценной прослойкой из угля значительного тяжелее аналога с пропиткой.
Электретные салонные фильтры
Этот тип фильтра помимо основного слоя грубой очистки содержит второй — наэлектризованный. В нем для улавливания загрязняющих веществ и твердых частиц используется статический заряд. Когда воздух проходит через фильтр, слои электростатически заряженных волокон притягивают взвеси и прочно удерживают их. Такие фильтры эффективны при удалении запахов, дыма и твердых частиц. Бывают с угольным слоем и без.
Биофункциональные салонные фильтры
Как правило, состоят из трех слоев. Первый — блокирует мелкодисперсную пыль и крупные частицы. Второй удаляет неприятные запахи и вредные газы. Третий — нейтрализует аллергены. Для этого производители используют специальную пропитку из полифенола. Именно она противодействует аллергенам, вредным бактериям и плесени.
Когда менять салонный фильтр
Замену салонного фильтра, как правило, проводят каждые 30 тыс. км пробега или один раз в год во время планового ТО. Сократить интервал стоит в случае, если:
- из-за его работы выявлены проблемы в системе вентиляции;
- при эксплуатации автомобиля в особо запыленных условиях;
- у вас аллергия или астма. В таком случае, замену лучше производить перед началом активного сезона цветения.
Признаки забитого салонного фильтра
Вот наиболее распространенные способы определить, нуждается ли ваш салонный фильтр в замене:
- Неприятные запахи. Самый простой способ, понять, что салонный фильтр загрязнился — принюхаться. Если даже при включенном режиме рециркуляции ощущаются запахи извне, скорее всего, фильтр требует замены.
- Видно частицы пыли. Проблема очевидна, если вы видите дым или другие частицы, проникающие через вентиляционные отверстия автомобиля. Это также может указывать на то, что воздушный фильтр салона порвался.
- Плохой поток воздуха. Когда воздушный фильтр салона сильно засоряется, то система вентиляции и кондиционирования не может дуть так же сильно. Если вы заметили, что мощность потока снизилась без видимых причин — проверьте, возможно, следует заменить салонный фильтр.
- Сильный шум вентиляции. Скопившаяся на фильтре грязь и пыль, особенно если его долго не меняли, создаст дополнительное сопротивление потоку воздуха. Как результат, можно услышать характерный свист или гул системы HVAC, которая пытается изо всех сил протолкнуть воздух в салон.
- Окна часто запотевают. В случае, когда салонный фильтр слишком забит, поток воздуха, поступающего в салон, уменьшится. Как результат, при отсутствии проветривания окна внутри салона будут запотевать.
Замена салонного фильтра
В большинстве автомобилей салонный фильтр находится за перчаточным ящиком. Для замены достаточно снять «бардачок» со специальных застежек, которые удерживают его на месте. Чтобы не ошибиться, предварительно стоит свериться с руководством пользователя. Если ваш воздушный фильтр салона находится под приборной панелью или под капотом, добраться до него будет сложнее. В этом случае лучше заехать на СТО.
Если после внепланового визита в автосервис механик рекомендует заменить салонный фильтр, попросите показать его. В случае, если он полон пыли и грязи, возможно, стоит согласиться. Если фильтр салона чист и на нем нет мусора, то можно повременить.
Также не стоит пытаться самостоятельно пылесосить, выбивать или стирать салонный фильтр. Этот элемент не подходит для вторичного использования, а чрезмерная влага может вовсе испортить его.
Профилактика чистого воздуха
Для поддержания чистого воздуха в салоне автомобиля также стоит регулярно:
- пылесосить обивку, пол и коврики;
- протирать поверхности, включая дверные панели, руль, консоль и приборную панель;
- проверять герметичность уплотнителей дверей и окон;
- сразу убирать любые разлившиеся жидкости, чтобы не провоцировать рост плесени или грибка.