«Выехал на встречку в одних носках». Вечер в патруле ГИБДД (репортаж)
Несколько десятков ДТП, сонные автомобилисты, притертые машины во дворах и сбежавшие с места аварий водители — так выглядит стандартная работа инспекторов ГИБДД по ночам. На патрульном Hyundai Solaris корреспондент Autonews.ru провела дежурство вечером в пятницу на самом юге Москвы — в новых Троицком и Новомосковскоом административных округах.
Рабочая ночная смена обычно стартует в 19.00. Cначала инструктаж до 20.00, а потом патрулирование и вызовы до 7 утра. Потом у инспекторов «отсыпной», затем выходной и потом — снова на службу. Так устроен график «два через два». Я присоединяюсь к дежурству около 22 часов. Вечер пятницы обычно напряженное время для инспекторов: нетрезвые водители садятся за руль, просыпаются стритрейсеры, устраивают аварии спешащие домой автомобилисты. Однако этой ночью все спокойно. По рации звучат только сообщения о ДТП, куда мы и направляемся для оформления. Мои напарники — двое инспекторов ГИБДД. Одному, более общительному, 36 лет, а второй, более занятой — чуть постарше. В это дежурство у него день рождения, но никаких праздничных излишеств или поблажек в смену не полагается, поэтому работаем по стандартному графику.
Как вызвать ГИБДД на место ДТП
Дежурство ведем на новеньком Hyundai Solaris с пробегом всего 3 тыс. км — до этого инспекторы работали на Lada Priora и сейчас не скрывают радости от новой машины. У инспекторов с собой планшеты, а на заднем сидении они расположили портативный принтер. Едва я сажусь в машину, они включают «мигалку» — поступил сигнал о ДТП.
«Если случилось ДТП, водителям нужно для начала понять, есть ли у них возможность оформить Европротокол. Это гораздо быстрее, — объясняет один из инспекторов. — Минимальные условия такие: если в ДТП попали только две машины, у обоих только ОСАГО, не каско. Потому что для выплаты по каско водителям нужна справки о ДТП из ГАИ. Если никак, тогда водители звонят по номеру 112. Оператор узнает, что случилось, какие обстоятельства, есть ли пострадавшие, какой адрес».
По эти данным оператор понимает, к дежурному по какому округу направить автомобилиста. И уже дежурный распределяет вызовы по экипажам. Инспекторы получают адрес, где случилось ДТП и телефон водителя. Ему сотрудники звонят заранее, чтобы уточнить данные и быстрее найти место аварии — зачастую вызовы поступают в заставленные машинами застроенные дворы или промзоны, поэтому без прямой связи с водителем не обойтись.
При этом инспекторы отмечают, что далеко не все водители готовы признавать свою вину. В таком случае по ОСАГО при оформлении Европротокола можно получить не более 100 тыс. рублей.
«Никто не хочет признавать вину, например, при перестроениях, — делится инспектор. — Вот на Калужском шоссе, бывает, врезаются по 3-4 машины и непонятно, кто там начал неудачное перестроение, все пытаются снять с себя вину, переложить на другого».
Теп временем приезжаем на ДТП: в припаркованную во дворе черную Mazda 6 врезался водитель на белом Volkswagen Polo. У Mazda сзади повреждены бампер и крыло. Инспекторы первым делом упрекают обоих молодых водителей за то, что они «не соблюдают элементарных вещей»: не выставлен знак об аварийной остановке и не включена «аварийка».
«У меня машина вообще припаркованной стояла, я ничего не делал», — жалуется владелец Mazda 6. Разногласий у водителей нет, автомобилист на Polo со всем согласен, страховка ОСАГО у него есть, а еще и каско — поэтому пришлось ждать полицию. Инспекторы просят документы на машину у виновника, после чего вместе с ним идут осматривать нанесенные повреждения. Далее инспекторы быстро составляют протокол. Если раньше приходилось писать протокол от руки, то теперь все документы можно заполнить через планшет, а протокол и все фотографии с места ДТП распечатать прямо в машине.
Инспекторы практически в автоматическом режиме вбивают все данные и повреждения, а также составляют схему. Далее передают протоколы водителям — оба должны описать свою версию событий, всего несколько абзацев. Однако участники ДТП не понимают, что им надо написать и полицейские вежливо и доходчиво объясняют, как кратко описать произошедшее.
«При проверке я также проверяю у водителей права: узнаю не лишены ли он прав, не должники ли они или, может быть, это вообще злостный неплательщик. Проверяю, не в розыске ли машина, какие за водителем штрафы. Мы видим всю историю, кто и где, на какой машине нарушил ПДД. Водителя на Polo уже останавливал за встречку инспектор, но суд назначил штраф 5 тыс. рублей. Если в течение года инспектор опять остановит его за выезд на встречную полосу, это уже лишение», — рассказывает инспектор.
С такой техникой оформление занимает всего 15-20 минут и мы едем дальше — снова ДТП. Водитель из черной Toyota Camry выбегает к нам с причитаниями о том, как долго он ждал. Прибыли мы на место ближе к полуночи, а ДТП произошло в 22.10. ДТП мелкое и случилось по глупой причине — в Camry задним ходом врезался молодой человек на Daewoo Nexia на выезде из заполненного машинами двора. Водитель из Nexia признается, что виноват. Оказалось, что он стоял на выезде из двора, за ним следовала Camry. Когда автомобилист попытался выехать на дорогу, его испугал маневр проезжающего мимо водителя и водитель Daewoo резко сдал назад. В итоге два автомобиля заблокировали единственный ближайший выезд из плотно застроенного жилого комплекса.
«Нас просто начали проклинать. Никто не мог ни заехать, ни выехать. Пришлось немного разъехаться, чтобы очистить проезд. Мы долго вас ждали, когда не нужно, по 3-4 экипажа стоят, а мы с 10 часов тут ждем», — объясняет водитель на Camry. К нему тем временем прибыла подмога на черном BMW со всеми семерками в госномере.
Двор действительно под завязку забит машинами и инспекторы спокойно начинают оформлять аварию. Весь процесс повторяется точно также: проверка документов, осмотр автомобилей, составление протокола и объяснение для водителей, о том, что же им написать.
Почему каршеринг не нравится инспекторам ГИБДД
Мимо тем временем проезжает автомобиль из каршеринга и полицейские внимательно провожают его взглядами. На вопрос о том, ловят ли за рулем таких автомобилей пьяных, полицейские отвечают, что не только их.
«Там еще и наркотики перевозят в тайниках. Если водитель потом просто арендовал машину и ничего не знал, просто так ему ответственность конечно не припишут, будут разбираться, — объясняют инспекторы. — Изучат, например, всю одежду. Потому что у тех, кто с наркотиками контактировал на одежде должны остаться частицы. Но приятного конечно мало, увезут в полицию, будут задавать вопросы».
Можно ли оставить телефон и уехать, если повредил машину без хозяина
Иногда водители случайно притирают поврежденные автомобили — если это происходит ночью и найти владельца не получается, некоторые решают просто оставить на лобовом стекле свой номер телефона и записку.
При помощи схемы с оставленным номером телефона готовый заплатить за ремонт виновник избегает уменьшения рейтинга у страховой компании. Однако, инспекторы предупредили: с таким подходом можно легко остаться без прав
«Согласно правилам, уезжать с места ДТП нельзя и оставлять записки бесполезно. Надо вызывать инспекторов ГИБДД и ждать. Даже если это ночь и ждать придется долго, — объясняет один из моих спутников. — Потому что никто не знает, как отреагирует второй водитель. Может быть, он вызовет ГИБДД, виновника таким образом вычислят и тогда ему будет грозить лишение прав. Суд уже будет разбираться, скрывался он или нет. Поэтому лучше посидеть и подождать, чем сидеть без прав».
Как сбежавших с места ДТП водителей ловят с помощью камер
Мы едем на следующий вызов. За окном грустные пейзажи: законсервированной мусорный полигон, Хованское кладбище. В мрачной промзоне сквозь снежную изморозь мигают сигналы «аварийки». На пустынном перекрестке стоит синий автобус. Взволнованный пожилой водитель с досадой в голосе рассказывает о произошедшем. Он давно должен был сдать смену и отдыхать в этот вечер пятницы дома. Вместо этого ему пришлось одному сидеть в автобусе и несколько часов ждать ГИБДД — все произошло в 21.30, а подъехали мы уже за полночь. По его словам, на светофоре перед ним остановился автомобиль каршеринга. Когда загорелся «зеленый», водитель легковушки случайно сдал со всего размаха назад и врезался в автобус. Потом все-таки сориентировался, переключился в «драйв» и уехал.
Водитель автобуса успел сфотографировать сам автомобиль. Инспекторы ГИБДД его тоже успокоили — практически весь общественный транспорт сейчас оснащен камерами. Кроме того, авария произошла прямо под столбом с дорожной камерой. Сбежавшего будут искать при помощи системы «Поток» и «Безопасный город». «Главное, конечно, чтобы за рулем был не мошенник с чужой учетной записью», — скептически добавляет инспектор.
В очередном ДТП камеры автомобилистке вряд ли помогут. На проспекте Куприна припаркованную во дворе нового жилого комплекса старенькую Toyota кто-то немного притер и уехал. Мы приезжаем туда уже ближе к 01.30. Автомобилистка требует оформить протокол о ДТП «чтобы бодаться со страховой компанией». При этом у нее есть только полис ОСАГО. Слова инспектора о том, что в таком случае страховая ей платить ничего не должна, девушку удивляют.
«Я все равно попробую», — настаивает она. Ситуацию усложняет то, что произошедшее автовладельца обнаружила спустя сутки после того, как припарковалась. То есть точно время ДТП ей неизвестно. Кроме того, вмонтированные над входом в подъезд камеры смотрят в землю и еще явно не подключены. Инспекторы оформляют аварию и объясняют девушке схему работы системы «Безопасный город». Между собой же инспекторы соглашаются с тем, что ей никто не заплатит.
«Камеры тут висят, но они явно не работают. Да и если бы камера висела, за сутки никто не будет эти данные смотреть. Чтобы не разбираться, владельцы камер вообще могут написать, что в данный момент устройство не работало, и все. Тут ведь куча машин за сутки проехала, какая задела эту Toyota, а какая просто проехала мимо можно и не разобрать по записи», — объясняет инспектор.
По словам моих напарников, система работает максимально эффективно, когда известно хотя бы примерное время ДТП, и когда в поле зрения камеры хорошо видны все обстоятельна аварии. Наше дежурство продолжается до глубокой ночи — мы оформляем еще несколько ДТП и успеваем провести проверить несколько автомобилей из потока. На этот раз в округе все спокойно — сообщений о пьяных нам не поступило.