Цены вырастут, а дефицит продолжится. Когда покупать машину в 2022 году
На 18% в среднем подорожали автомобили в 2021 году по сравнению с 2020 годом. И на 99% — по сравнению с 2014-м. К таким выводам пришли в аналитическом агентстве «Автостат», представив свое масштабное исследование рынка. По словам главы агентства Сергея Целикова, эксперты проанализировали рост именно рекомендованных розничных цен (РРЦ) и не учитывали еще и так называемых дилерских накруток в виде допоборудования и услуг, а это еще около 15%. В наступившем 2022 году рост цен на новые автомобили также продолжится: на них будет влиять геополитическая ситуация, рост цен на металлы, перебои с автокомпонентами. Сколько будут стоить автомобили, когда волна удорожаний замедлится и когда машину получится купить без дилерских накруток, рассказали автопроизводители и дилеры на форуме ForAuto, за которым наблюдала корреспондент Autonews.ru.
Дефицит из-за полупроводников продолжится
Сложности с комплектующими и, как следствие, недостатком нужных моделей, продолжатся как минимум до середины года. К такому мнению пришли автопроизводители и дилеры. Правда, у каждой марки свои нюансы. К примеру, по словам директора дилерского предприятия «Рольф» Владимира Мирошникова, в компании ожидали, что уже к 2022 году поставки с полупроводниками у производителей-партнеров выровняются и покупательский спрос получится полностью удовлетворить. «Но, судя по сигналам автопроизводителей, есть лишь минимальная вероятность, что все изменится. Повышение процентной ставки со стороны Центробанка также не вселяет позитива. Ставки по автокредитам будут расти», — отметил Мирошников.
Руководитель отдела продаж марки Volkswagen легковые автомобили Дмитрий Максимов рассказал, что сложная ситуация с комплектующими все-таки выравнивается. По его словам, в прошлом году с доступностью комплектующих были сложности на мировом уровне. Однако он уверен, что в 2022 году доступность автомобилей будет нарастать.
«Да, это произойдет не у всех производителей одновременно. Возможно, в первом полугодии будет оставаться нехватка. Мы ожидаем снижения «замечательных» наценок со стороны дилеров для наших клиентов. С учетом роста ставки, роста реальной стоимости автомобилей, которую диктуют сами производители, мы ожидаем, что предложение будет сбалансировано. Мы в том числе наблюдаем отложной спрос», — сказал Максимов.
В российском офисе Audi прогнозируют восстановление рынка, в том числе за счет эффекта низкой базы.
«Есть «хард» эффект — это отсутствие автомобилей в моменте, — отметила директор по продажам Audi Россия Майя Гомес. — Audi, как часть Volkswagen Group, констатирует, что глобальной проблемы с дефицитом поставок уже нет. Есть определенные проблемы — часть сегментов, комплектаций находятся в полудефицитном формате. Но при планировании работы дилеров и производителей 2022-й год будет стабильным и сбалансированным».
По словам Гомес, в целом у большой немецкой тройки динамика поставок восстанавливается. «Ажиотажа уже не будет. Думаю, что спрос будет полностью удовлетворен предложением», — сказала представительница компании.
Гендиректор компании «Автодом» (специализируется на премиальных марках) Андрей Ольховский назвал текущие цена на автомобили «действительно высокими». По его словам, сложности с доступностью автомобилей продержатся 6-8 месяцев.
«Поэтому целый год мы будем работать в дефиците. По большинству премиальных брендов ситуация драматичная в части комплектаций и поставок машин. Мы видим ограничение по опциям, которые нужны покупателям этих автомобилей, — сообщил Ольховский. — Я не представляю, как машина премиум-сегманта может быть без больших дисплеев, пневмодподвесок, комфортных сидений. Ситуация с дефицитом не решена».
По словам представителя дилерской компании, продажи автомобилей все-таки идут, однако даже те клиенты, которые хотят купить автомобиль за 8-10 млн рублей, вынуждены ограничивать себя в своих желаниях. «Ситуация из ряда «пусть берут то, что есть» будет работать в массовом сегменте, когда машина нужна для передвижения и утилитарных целей. А если это дорогой спортивный автомобиль, нужно думать про удовольствие», — объяснил участник отрасли.
Насколько подорожают автомобили и когда их лучше покупать
В среднем в 2022 году автомобили подорожают на 5-10% — именно такой ориентир звучал чаще всего. В частности, его назвал директор по операционным вопросам в Geely Валерий Тараканов. «Мы ожидаем, что в 2022 году рынок будет расти, но на его пути будут барьера. Цены выросли до высокого уровня, не говоря о реальных сделках с клиентами, это просто сумасшествие, — сказал Тараканов. — Сейчас рост цен уже не будет таким чудовищным. Тем не менее, рост рекомендованной розничной цены еще немного продолжится — 5-10% в зависимости от ситуации. При этом во втором полугодии рост замедлится».
В Audi назвали умеренный прогноз рост цен по рынку — до 5% по РРЦ. Дилерскую маржу в этот расчет в компании включать не стали. Алексей Володин из Stellantis (Peugeot, Citroen, Opel в России), также спрогнозировал рост цен на 5-10%. «Автомобили лучше брать сегодня, цены вниз не откатятся. Просто упадет спрос из-за низкой покупательской способности. Но ближе к началу 2023 года, возможно, часть производителей скорректирует цены [в сторону снижения, — ред.]», — предположил представитель компании.
В компании «Рольф» также считают, что автомобили подорожают еще на 10%. «В текущих ценах еще не отыграно повышение цен на металлы, проблемы с логистикой и чипами», — обосновал свое мнение Мирошников.
В Volkswagen предположили, что если дилеры начнут вновь продавать автомобили без накрученных опций, то в глазах покупателей машина даже подешевеют. Тем не менее, представитель российского подразделения бренда Дмитрий Максимов предположил, что «небольшая динамика роста цен сохранится» и составит 5-7%. Это подорожание, по его мнению, будет обосновано ростом цен на комплектующие. При этом, с увеличением доступности автомобилей и стабилизацией спроса, разрыв между РРЦ и ценой сделки будет сокращаться.
Руководитель дилерской компании Fresh Auto Денис Мигаль назвал большинство причин для роста цен процессом, который не могут контролировать ни дилеры, ни производители. Кроме того, он признал, что с обновлением модельных рядов некоторые привычные модели дорожают сразу в два раза. «Есть модели, которые стоили около 12 млн рублей, а теперь их предлагают более чем за 30 млн рублей», — сказал Мигаль.
Некоторые участники отрасли при этом сомневаются, что рост цен на автомобили ограничится 10%. Например, представитель дилерской сети «Автодом» Ольховский признал, что текущая геоповестка пока очень неспокойна. Что также в итоге может оказать серьезное давление на цены.
«Может вообще случиться что-то, что ограничит поставки, и тогда рост цен превысит 10-15%. Все будет зависеть от геополитики, — сказал Ольховский. — Также мы ожидаем смену поколений моделей, и они будут дороже. Импортеры лукавят, мы регулярно получаем новые прайсы. Понемногу цены растут, причем постоянно. А по году рост будет более чем 10%».
Директор по маркетингу, региональным продажам и развитию бизнеса Chery Антон Ганжа также не испытывает оптимизма по поводу перспектив 2022 года. «Такого хорошего года, как 2021-й, мы не ждем. Отрицательных факторов 90%. Кроме цены на нефть», — сказал Ганджа.
Вице-президент ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) и глава дилерской компании RTDService Андрей Петренко, напомнил, что подобные прогнозы привлекают внимание Антимонопольного комитета, где называют их манипулированием ситуации на рынке. Тем не менее эксперт предложил, что при росте цен на комплектующие, автомобили могут обоснованно подорожать на 5%. При этом он признал, что постоянные подорожания подрывают имидж дилерских центров из-за того, что они «продают машины по таким ценам».
«В прошлом году нас поставили в условия «машин нет и не будет». И был вариант либо повышать цены, либо урезать собственную инфраструктуру. Дилеры выбрали первый вариант. Что ждать дальше, мы пока не знаем, но клиентов жалко. Тем не менее, такого роста цен, как в 2021 году, не будет», — заключил Петренко.