«Работать в минус никто не будет». Систему техосмотра ждет новая реформа
Российские власти готовятся в очередной раз глобально реформировать систему техосмотра. На данный момент правительство уже разработало необходимую «дорожную карту», а сами изменения должны вступить в силу в 2022 — 2023 годах. В случае, если проект увидит окончательный «зеленый свет», процедура прохождения техосмотра станет легче для водителей, однако тарифы на услугу заметно увеличатся. Autonews.ru решил разобраться во всех предлагаемых изменениях с помощью экспертов и самих работников СТО.
Процедуру техосмотра упростят
Одно из самых главных новшеств проекта — упрощение процедуры техосмотра, для тех водителей, которых не коснулась его отмена. Например, Минтранс предложил убрать из перечня обязательных процедур технического осмотра проверку потеков двигателя, коробки передач, кондиционера, наличия аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки. В самом ведомстве считают такие меры излишними.
С таким предложением согласен руководитель проекта «Карта убитых дорог» Александр Васильев. По его словам, все эти вещи (подтеки и пр.) практически не влияют на безопасность дорожного движения. Одновременно, он обратил внимание, что в России станции СТО и так никогда не несут ответственности за ДТП, которое произошло из-за неисправности машины. Поэтому серьезно повлиять на работу станций такая инициатива вряд ли сможет.
По мнению представителя Национального автомобильного союза (НАС) Антона Шапарина, в сложившейся ситуации процедуру техосмотра действительно надо упрощать, однако делать это нужно с оглядкой на безопасность дорожного движения. «Например, наличие трещин в задних фонарях на безопасность повлиять не может, чего не скажешь о порванных шлангах тормозной системы», — резюмировал эксперт.
На самих станциях СТО к возможному нововведению отнеслись скептически. «Да мы слышали об упрощении процедуры техосмотра. Однако это пока не работает, да и на нашей работе вряд ли серьезно отразится. Также говорят о смягчении требований к станциям. Впрочем, после отмены обязательного техосмотра, мне кажется, это мало актуальным — большинство пунктов в ближайшее время закроется из-за нерентабельности бизнеса», — рассказал владелец СТО в Смоленске Виктор Ш.
Тарифы на техосмотр хотят пересмотреть
После многочисленных жалоб владельцев СТО власти решили пересмотреть тарифы на прохождение техосмотра. Во всяком случае, такое положение содержится в новой «дорожной карте», разработанной властями. Сами операторы утверждают, что нынешние расценки на услугу фактически не приносят им прибыли. Порой, вырученные средства просто не окупают затрат на оборудование и зарплату работникам станции. Сейчас вся процедура проверки автомобиля обходится российским водителям примерно в 600-700 рублей.
Как объяснил корреспонденту Autonews.ru владелец смоленского СТО, на данный момент в российских регионах при расчетах используется методика 2012 г., которая, по его мнению, «полностью устарела». «Работать в «минус» никто не будет, а это неизбежно при нынешних тарифах и отмене обязательного техосмотра. Методику расчета надо менять и, как можно быстрее», — объяснил он.
Иного мнения придерживается руководитель проекта «Карта убитых дорог» Александр Васильев. Он объяснил, что из-за уменьшения количества автомобилей, которые должны заезжать на техосмотр, расходы, связанные с арендой помещений или его строительством, а также закупкой необходимого оборудования, будут возрастать. При этом он не исключил, что из-за упрощения правил техосмотра время осмотра машины может стать меньше.
«Если заложить, что процедура техосмотра должна занимать всего 5 минут, то тут ценовые рамки могут пересчитываться в другую сторону. Например, это будет стоить не 600, а 300 рублей», — объяснил эксперт.
В свою очередь, Антон Шапарин назвал повышение тарифов «единственным способом компенсировать пунктам техосмотра их убытки», связанные с сокращением числа клиентов. «Иначе нам надо будет переходить к государственному техосмотру, либо, какой-то другой схеме взаимодействия», — подчеркнул эксперт.
Станции закроются, а у водителей будут проблемы
Александр Васильев высказал предположение, что в любом случае количество станций техосмотра в скором времени должно сократиться. Причина — банальное отсутствие работы. По словам эксперта, на рынке останутся только те компании, которые смогут пройти необходимую проверку в Росаккредитации. Именно этому ведомству, в соответствии с «дорожной картой», передаст полномочия по аккредитации операторов ТО РСА («Российский союз автостраховщиков»).
С таким прогнозом согласен и Антон Шапарин. Он объяснил, что современные пункты техобслуживания — это коммерческие организации, который ведут свой бизнес. Поэтому, при уменьшении количества клиентов, станции будут просто закрываться.
«Уже сейчас большинство пунктов, которые еще работают, прямо заявили, что свою деятельность продолжать не планируют», — подчеркнул Шапарин.
При этом он отметил, что несмотря на отмену техосмотра, эта процедура осталась обязательной для целого ряда автомобилей. В результате сокращения числа СТО таким автовладельцам станет просто негде пройти проверку машины. Особенно актуальной эта проблема может стать для регионов.
Кто должен проходить техосмотр и когда начнут штрафовать
В конце декабря 2021 года в России отменили и перевели на добровольную основу обязательный техосмотр. Теперь владельцы частных автомобилей и мотоциклов должны проходить техосмотр лишь при постановке на учет — при смене собственника и только в случае, если машина или мотоцикл старше четырех лет. Также техосмотр придется проходить при внесении изменений в конструкцию и замене основных агрегатов. Наконец, процедура остается обязательной для коммерческого транспорта, который принадлежит юрлицам: такси, автобусы и грузовики.
В автомобильном сообществе реакция на это нововведение была неоднозначной. Как подчеркивали авторы инициативы из «Единой России», обязанность эксплуатировать только технически исправные транспортные средства прописано в ПДД. Кроме того, согласно статистике, лишь только 1% водителей не следит за своими машин — остальные стараются поддерживать автомобиль в хорошем техническом состоянии.
В свою очередь, Шапарин, отметил, что, по данным МВД, в минувшем году 1128 человек стали жертвами ДТП, которые произошли из-за технической неисправности автомобиля. «В этом году число жертв станет еще больше», — подчеркнул эксперт.
C 1 марта 2022 года в КоАП заработают изменения, позволяющие штрафовать водителей за управление автотранспортом без техосмотра на 2 тыс. руб. Это изменение коснется тех автомобилистов, для которых эта процедура осталась обязательной. Штрафы будут выписывать лично инспекторы ГИБДД, однако в будущем такое нарушения могут начать фиксировать дорожные камеры.