Омикрон и ПДД. Разбираем спорные ситуации с экспертом
За нарушение карантина положены серьезные штрафы. Но если водитель, заразившийся коронавирусом, попал в ДТП, то заболевание может стать отягчающим обстоятельством. Но это только в теории. На практике доказать, что именно плохое самочувствие автомобилиста повлекло за собой аварию — практически невозможно, рассказывает автоюрист Дмитрий Дугин.
С Дугиным согласен и доцент кафедры инфекционных болезней Российского университета дружбы народов (РУДН) Сергей Вознесенский: «Я не уверен, что можно доказать прямую причинно-следственную связь в том, повлияло ли наличие коронавируса напрямую на совершение ДТП. Но с другой стороны, если человек с симптомами острой респираторной вирусной инфекции, а тем более с поставленным диагнозом выходит на улицу, то таким образом он нарушает рекомендации Роспотребнадзора. Есть определенная ответственность, если он кого-то заразит».
Заболевшим COVID-19 необходимо соблюдать карантин в течение 7 дней и не покидать место проживания. За руль садиться тоже нельзя! За нарушение режима изоляции предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. За несоблюдение ограничительных мер гражданам придется заплатить от 15 до 40 тысяч рублей, должностным лицам и ИП — 50-150 тысяч, а юрлицам — от 200 до 500 тысяч. В тех случаях, когда нарушение карантина повлекло причинение вреда различной степени тяжести — наказание будет еще строже.
То есть в любом случае, если заболевший COVID-19 с подтвержденным диагнозом попал в ДТП, то он как минимум получит штраф за нарушение режима самоизоляции.
Надо ли ужесточать правила в связи с COVID-19
Эксперты сходятся во мнении, что включать коронавирус в список заболеваний, при которых нельзя водить автомобиль, не стоит. «Список болезней, при которых нежелательно садиться за руль — это хронические заболевания, а коронавирус — это острая респираторная вирусная инфекция. У подавляющего большинства людей никаких неврологических проявлений коронавируса не наблюдается как в остром периоде, так и при так называемом «постковидном синдроме». Поэтому на мой взгляд это абсолютно нецелесообразно», — объясняет Вознесенский.
Дугин также отмечает, что COVID-19 не является стойким заболеванием, и поэтому вносить его в данный список нет необходимости. Но помимо этого автоюрист напоминает, что в ПДД РФ есть пункт 2.7, согласно которому установлен запрет на управление транспортным средством в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, соответственно и на управление в болезненном или утомленном состоянии, ставящее под угрозу безопасность движения. «Как раз болезненные и утомленное состояние при течении коронавируса может ставить под угрозу безопасность других участников дорожного движения», — заявляет Дугин. Водитель может и не знать, что заражен «омикроном»
Что касается нынешней ситуации с коронавирусом, то человек может даже и не знать, что заражен. Следовательно, и «привязать» ответственность за ДТП к болезненному состоянию не получится, так как водитель может чувствовать себя совершенно здоровым. «При штамме «омикрон» гораздо больше бессимптомных форм заболевания — когда болезни нет, есть только положительный результат теста. Таких инфицированных больше, чем при штамме «дельта», — добавляет Вознесенский.