Эксперты спрогнозировали серьезный рост цен на автозапчасти в России
Все больше ведущих автобрендов и поставщиков запчастей прекращают или замораживают свою деятельность в России на фоне событий на Украине. Помимо политических обоснований, такие решения связаны в том числе с резким падением курса рубля, неопределенностью с перспективами работы на российском рынке и проблемами с логистикой. Информацию о проблемах с поставками подтверждают сами производители, дилеры, а также дистрибьюторы автомобильных комплектующих. Autonews.ru разобрался, с какими комплектующими могут возникнуть проблемы и что делать, если автомобиль нужно ремонтировать.
Фильтры, колодки, диски, сцепление: цены выросли в два раза
Официальные поставщики запчастей подняли отпускные цены со кладов в два раза. Об этом рассказали Autonews.ru в Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих (АДАК). Речь идет о полной номенклатуре необходимых запчастей. По оценке экспертов ассоциации, запасов хватит на ближайшие две недели, после чего на рынке может наступить дефицит.
Автомобильный эксперт Олег Мосеев в беседе с Autonews.ru подтвердил информацию о проблемах с запчастями и сложностях с проведением ремонта даже у официальных дилеров. Он посоветовал автомобилистам обратить внимание на неоригинальные, но сертифицированные запчасти из Китая. По его словам, автодилеры сами используют их для ремонта негарантийных автомобилей.
«Если смотреть глобально, наш рынок не остается без запчастей. Главным будет вопрос цены. Есть китайские компании, которые возят качественные неоригинальные запчасти на Renault, Nissan, Toyota. Главное выбирать проверенные бренды или советоваться с дилерами», — посоветовал Мосеев.
В свою очередь, генеральный директор автосервиса «Кинг-Авто» Евгений Гульчин, который специализируется на ремонте коробок DSG от Volkswagen Group, сообщил, что запчасти на складах у оптовых поставщиков пока есть в нужном количестве. Однако, по его словам, цены дистрибьюторы на фоне неопределенной ситуации подняли в два раза. В том числе и на сцепления для коробок передач.
«В начале прошлой недели цена сцепления для коробки DSG составляла 37-39 тыс. руб. Теперь — от 57 тыс. руб. Клиенты записываются, а когда узнают цену, некоторые вынуждены отказаться от ремонта или едут за кредитом. Поделать мы ничего не можем, продавать запчасти себе в убыток невозможно, а поставщики, хоть и распродают старые запасы, все равно проиндексировали цены. Продавцы ведут политику поднятия цен на опережение», — рассказал Гульчин.
По словам участника отрасли, некоторые поставщики, поддавшись панике, меняют цены каждый день. А некоторые вовсе перестали отгружать заказы, заняв выжидательную позицию. «Большинство работающих с официальными запчастями СТО закупает запчасти у десятка оптовых поставщиков. Поэтому выбора нет. Цены повышают вместе с курсом. Но из-за паники и нервозной обстановки ценники переписывают быстрее, чем падает рубль. Но если клиенты покупают сейчас, по этим ценам, то вряд они упадут в дальнейшем», — рассказал руководитель СТО.
По словам Гульчина, у столкнувшихся с неисправными коробками передач автомобилистов также не остается выбора: им приходится искать возможность отремонтировать машину. «К нам приезжают, когда коробка передач начинает плохо переключаться и «пинается». Клиенты готовы к тому, что коробку придется снимать, разбирать и проводить диагностику. При этом официальные дилеры VAG предупреждают клиентов, что заказанные запчасти могут прийти уже по другим ценам», — рассказал эксперт.
Он также сообщил, что автомобилисты начали про запас заказывать «расходники», включая фильтры, тормозные колодки, диски, лампочки для фар.
Эксперты прогнозируют дефицит автомобильных запчастей
По оценке директора международной сети автосервисов Fit Service Данила Соловьева, падение курса рубля спровоцировало рост стоимости запчастей в среднем на 30%. По его словам, в повышение цен помимо курса валют продавцы закладывают подорожание логистических услуг, самого автотранспорта и рост стоимости кредитов.
«Рост ключевой ставки повлек за собой рост кредитов, которые используются при закупке товаров. Ожидается дефицит, потому что с понедельника, 28 февраля, ряд европейских производителей перестал принимать заказы по отгрузкам на ближайшие 7 до 10 дней. Это временное решение. Они не знают, по какой цене отгружать товары. Ведь пока курс рубля абсолютно непрогнозируемый», — сказал Соловьев.
Он отметил, что в настоящее время транзит грузов и товаров через Украину невозможен. Дело в том, что Латвия и Литва, через которые проходил транзит, ввели новые таможенные документы и на таможне возникла «полная неразбериха».
«Грузовики стоят, это привело к тому, что европейские производители остановили отгрузки. Поэтому в ближайшие 2-3 недели мы столкнемся с нехваткой комплектующих. Кроме того, нарастает ажиотаж: курсы валют растут, потребители понимают, что запчасти будут дорожать. Соответственно клиенты торопятся отремонтировать свой автомобиль, впрок купить какие-то необходимые комплектующие. Склады пустеют. И это приведет к дефициту», — предупредил эксперт.
Участник рынка также рассказал, что на станциях ремонта официальных дилеров уже столкнулись с проблемами поставок комплектующих и запчастей. И некоторые временно прекратили обслуживание клиентов.
«В условиях высокой инфляции, роста курсов валют, я советую автовладельцам не затягивать с ремонтом автомобилей, поскольку цены могут вырасти непредсказуемо, а сервисное обслуживание у дилеров станет просто невозможным из-за остановок поставок запчастей и комплектующих. Как долго это будет продолжаться — пока неизвестно. Сейчас европейские производители заявляют о приостановках на неделю, а что будет через неделю никто из нас сказать не может, поскольку никто не знает, чем закончится сегодняшний день», — посоветовал Соловьев.
Будут ли альтернативы европейским запчастям
По оценке эксперта, азиатские производители частично смогут закрыть спрос на запчасти для техобслуживания и основного ремонта. Однако, по мнению участника отрасли, перекрыть нехватку связанных с микроэлектроникой запчастей они не смогут. «Патенты на разработку и производство микроэлектроники, частично находится у европейских производителей. Более точные прогнозы на ближайшее время и второе полугодие можно будет делать не раньше, чем во второй половине, а то и к концу марта», — заключил Соловьев.
О том, что значительная часть автозапчастей еще есть в запасах у официальных дистрибьютеров и дилеров рассказала сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова. По ее словам, запчасти также можно найти в продаже у сетевых и независимых СТО или в интернет-магазинах.
«Однако с учетом кризиса и предстоящего высокого сезона в скором времени запчастей будет сильно не хватать. Автомобилистам, которые хотят переждать сложное время не с пустыми руками, лучше всего попробовать запастись комплектующими, которые нужны сразу после зимы, например, летней резиной. Кроме того, важно ориентироваться на детали, которые подвергаются высокому износу, в том числе и в зимний период: элементы тормозной системы, подвески, все детали из резины, которые могли треснуть на сильном морозе — например, сайлентблоки, щетки стеклоочистителей и др. Стоит проверить состояние аккумулятора — при большом износе лучше заранее заказать новый», — посоветовала Турсунова.
По ее оценкам, все запчасти в среднем уже подорожали на 20-30% — это касается и оригинальных комплектующих, и аналогов. «Пока нет ясности с тем, насколько регулярными будут поставки аналогов из Китая. Вопрос отгрузки запчастей сейчас интересует всех игроков рынка, поэтому сейчас сложно сказать, где в будущем можно будет заказывать запчасти по выгодным ценам», — признала Турсунова.
Как выбрать неоригинальные автозапчасти
При значительном росте цен на оригинальные запчасти некоторые автомобилисты традиционно переключатся на неоригинальные детали. Они стоят дешевле и в случае выбора качественных производителей, не уступают в качестве оригинальным. Однако, как предупредили эксперты, можно встретить некачественные подделки, и чаще всего — при покупке расходников. Таких, как свечи зажигания и накала, тормозные колодки, диски, фильтры, резинометаллические изделия (шарниры, рычаги, сайлентблоки), лампы.
При выборе деталей эксперты советуют прочитать информацию о том, как каждый производитель защищают свою продукцию. В зависимости от товарной группы это могут быть, наклейка с защитным кодом, QR-код, нанесение голограммы. Специальные буквенно-цифровые защитные коды нередко скрывают тонким непроницаемым слоем, который нужно стереть. Защитный код затем нужно ввести на сайте производителя или отправить СМС. Более продвинутый способ защиты — это QR-код, который нужно отсканировать при помощи смартфона с использованием оригинального приложения производителя запчастей.