«Не подставной и не родственник»: как работает скрытый патруль ГИБДД
«Желтое такси объезжает трамвай по встречке! За ним серебристый Hyundai! Повторяю, серебристый Hyundai Getz, брать обоих!». В белоснежном Ford Focus без полицейской спецокраски мы мчимся центральному округу Москвы. Паре водителей только что надоело ждать, пока трамвай высадит пассажиров, и они решили объехать препятствие по встречной полосе. Камер вокруг нет и кажется, что такой маневр не заметят. Это второе по грубости нарушение после пьяной езды, говорят инспекторы. Они пытаются докричаться до экипажа на машине с мигалками по дающей сбои рации: обоих удивленных водителей останавливают уже после трамвайных путей через пару километров.
События на дороге меняются быстро, ведь до этого инспекторы помогли в работе при обеспечении проезда первого лица — президент Владимир Путин встречался в этот день с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Корреспондент Autonews.ru подежурила на дорогах с скрытым патрулем ГИБДД и выяснила, какие нарушения можно фиксировать незаметно для водителей.
Скрытое патрулирование ГИБДД на гражданской машине: как это работает
Скрытый патруль работает в Москве уже несколько лет: инспекторы ездят на серебристых Ford Focus, есть в автопарке и современные BMW. Кроме того, как рассказали полицейские, в центральном округе скоро будут ездить и «скрытые» новые Hyundai Solaris, которыми заменят старые «Форды». «О нас мало кто знает, водители вообще не догадываются, что есть такой патруль», — рассказывает инспектор лет 30-ти. Молодой человек неразговорчив, рассказал только, что раньше пришел в ГИБДД из спорта — хорошо ездил на коньках и стал мастером спорта. Но о переходе в ГИБДД не жалеет. Рядом сидит его напарник. Обычно в скрытом патруле один-два человека и оба внимательно мониторят обстановку.
Схема со скрытым патрулем ГИБДД работает так: инспекторы в форме едут в неприметном автомобиле, который выглядит как гражданский. Полицейские внимательно следят за происходящим вокруг, следуя по утвержденному маршруту. При этом они знают, где и на каких улицах вместе с ними дежурят уже полицейские автомобили: связь с экипажами держат по рации. Как только сотрудники скрытого патруля видят нарушение, то сразу сообщают напарникам. Например, это может быть информация о водителе, который проехал на красный сигнал светофора или развернулся в запрещенном месте. Все подробности получают патрули, которые дежурят на маршрутах поблизости. Получившие сигнал сотрудники задерживают автомобилиста, объясняют, где и что именно он нарушил и составляют протокол.
При этом сотрудникам скрытого патруля останавливаться рядом не обязательно: пока их коллеги составляют протоколы, полицейские на Ford Focus продолжают патрулирование. В этом и смысл — фиксировать как можно больше нарушений. Ведь если «скрытый» патруль будет еще и оформлять материалы, эффективность такой работы падает.
Такой контроль нужен там, где не работают дорожные камеры или часто происходят аварии или нарушения ПДД. Как рассказали инспекторы из моего экипажа, некоторые автомобилисты решают, что без камер можно и пренебречь ПДД — проехать по обочине или заехать на выделенную полосу, а перед началом фиксации стараются проскочить обратно в свой ряд. А если знать, что протокол может прилететь неожиданно и в любой момент, тогда водителям нарушать не захочется.
Как объяснили инспекторы, для оформления протокола необходимо увидеть нарушение, запомнить госномер и место нарушения. Протокол можно составить на основе слов инспектора — никаких фотографий или видеозаписей в качестве доказательств прикладывать к материалам дела не придется. Для рассмотрения дела суду будет достаточно сообщения полицейского о визуальной фиксации нарушения. Тем не менее, в салоне скрытого патруля постоянно работает видеорегистратор, который снимает и дорожную обстановку, и происходящее в салоне. В случае конфликта у инспекторов будет полная съемка.
Какие автомобили проверяет скрытый патруль
Мы стартуем в разгар рабочего дня от Народной улицы — именно тут расположен отдел ГИБДД по ЦАО и выезжаем на улицу Кожевнический Вражек. На нее съезжает поток, который едет по Новоспасскому мосту со стороны Таганки. Согласно знакам, водители должны следовать прямо — развороты запрещены. На улице также расположены трамвайные пути и местами под снегом проглядывает запрещающая разметка. Однако через сами пути на снегу видны многочисленные следы разворотов. Поток упирается в пробку минут на 10-15, и не всем водителям хочется ждать.
Инспекторам это место хорошо знакомо, и оно входит в зону патрулирования. Как оказалось, не зря — водитель синей Skoda Octavia выждал момент и развернулся по занесенным снегом трамвайным путям. Инспектор немедленно сообщает об этом экипажу, который выезжает на перехват. Мы же вынуждены еще постоять в пробке до прерывистой линии — машина значится как гражданская, спецсигналов у нее нет и за любые нарушения приходят штрафы.
Когда мы подъезжаем к задержанному патрулем Skoda Octavia, там уже разгорается конфликт. Молодой водитель кричит, что ему тычут в лицо удостоверением и вообще возмущается причинами остановки. На это инспекторы вежливо обращают внимание на то, что удостоверение показано корректно, а в случае неадекватного поведения у них есть право отвезти автомобилиста на медосвидетельствование. «Давай съездим», — негодует водитель. «Не давай, а давайте, пожалуйста», — поправляет инспектор. Полицейский спокойно объясняет, что его действия корректны.
Дальше водитель начинает объяснять: разметки под снегом не видно. На это инспекторы напоминают про знак. «Если разметка не видна, нужно быть еще более внимательным и ориентироваться на дорожные знаки. Если вы сомневаетесь, что за разметка нанесена, следует исходить из того, что пересекать ее не стоит», — уточняет инспектор. Но водитель не слышит пояснений и требует рассказать, почему за ним следил обычный автомобиль, насколько это законно. Он даже проверил документы на «скрытый» Ford, которые ему охотно показали инспекторы.
Выпустив пар и не встретив агрессии со стороны инспекторов, автомобилист вдруг успокоился и уже смирившись начинает причитать. «Все разворачиваются там, столько следов, вот и я поехал…И вообще у меня жена прямо сейчас рожает, девочку. Я очень, очень тороплюсь, поэтому так получилось…». Водителю выписали протокол по ч.2 ст. 12.16 КоАП «Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги». Максимальный штраф за это 1500 рублей со скидкой 50%. Лишения не предусмотрено, ведь выезда на встречку не было. Узнав это, водитель расслабился и даже пожал на прощание инспекторам руки.
«Ко всем нужен подход, — спокойно улыбаясь говорит один из моих напарников. — Я патриот своей службы и хочу, чтобы работу инспекторов ГИБДД уважали. Поэтому стараюсь сначала все подробно объяснить, в чем водитель не прав, чтобы он сам потом не попал в беду. Бывает, конечно, водители начинают возмущаться, грозить связями. Но это случается редко».
По пути обращаем внимание на Nissan Qashqai черного цвета — хотя в городе уже сумерки, горят только дневные ходовые огни. Водителя останавливают и указывают на нарушение. «А когда начинается это ваше темное время суток, как мне определить, как включить этот свет?», — возмутился автомобилист средних лет, но фары включил.
Дальше на дороге подозрение вызвал автомобиль Infiniti FX. Водитель черного кроссовера в плотном потоке вызвал подозрение своим поведением и экипаж скрытого патрулирования передал данные о нем напарникам. Когда автомобиль остановили и проверили по информационным базам, полицейские увидели множество неоплаченных и просроченных штрафов на общую сумму более 100 тыс. рублей. Все это и зафиксировали инспекторы: составленные ими материалы передадут в суд: по ст. 20.25 КоАП водителю придется либо заплатить штраф в двойном размере или отбыть до 15 суток под административным арестом.
На маршруте инспекторы делятся: скрытый патруль работает практически каждый день. В отличие от фиксации нарушения с помощью камер, составленный живым полицейским протокол дает основание не только для штрафа, но и для лишения водителя прав в случае грубого нарушения. На улице тем временем темнеет и начинает валить снег. Скорость потока снижается и машины на глазах утыкаются в пробки.
Мы заезжаем на узкую улицу — ехать можно только в самой середине по трамвайным путям, а обочины заняты припаркованным транспортом. Трамвай тормозит и начинает высаживать пассажиров. По правилам, надо дождаться, пока люди выйдут и трамвай продолжит движение. Однако таксист на желтом Kia Rio ждать не хочет: автомобилист впереди нас нажал на газ, проехал по трамвайным путям на встречную полосу и начал быстро уезжать. Вслед за ним такой же маневр повторил серебристый Hyundai Getz.
Полицейские устремляются в погоню и с помощью второго экипажа обоих водителей тормозят на следующем перекрестке. Таксист пытается объяснить инспекторам, что объезжал препятствие на дороге, ведь трамвай не ехал и тормозил весь поток. «Трамвай совершал посадку-высадку пассажиров, он не сломался, не горели аварийные огни и не было знака аварийной остановки. Вы должны были подождать», — четко и максимально доступно объясняет инспектор таксисту, который смотрит на полицейского с тоской и разочарованием.
Из Getz выходит семейная пара: это иностранцы. Автомобиль оформлен на хрупкую жену в розовом пуховике. Она пытается успокоить взволнованного мужа, который в это время был за рулем. Они объясняют, что не могут понять, за что их остановили. Трамвай ведь стоял, а обгонять его поехали сразу несколько машин. «Там несколько автомобилей его объехали, почему вы нас остановили только», — недоверчиво говорит мужчина.
Инспектор еще раз пытается объяснить, что трамвай остановился по правилам и согласно ПДД, нужно было подождать. «Трамвайные пути — это стена, переезжать их нельзя. Вы же в стену не поедете, — пытается убедить нарушителя инспектор. — Вы ведь права получали, расписывались, что знаете ПДД. Я увидел именно вас и вас зафиксировал. Тот водитель не подставной и не родственник. Я его просто не видел. А вы отвечаете за свои поступки».
Когда пара поняла свою ошибку, то все вместе стали спрашивать, что же им делать дальше. На обоих водителей инспекторы составили протоколы за выезд на встречную полосу: согласно ч.4 ст. 12.15 автомобилистам грозит штраф 5 тыс. рублей или лишение прав на 4-6 месяцев. Водители начали просить: «пишите сразу штраф!». Но решение будут принимать в суде, а не инспекторы на месте. «Материалы дела уйдут в суд, вы должны будете явиться и дать объяснения. Если автомобиль для вас единственный источник дохода, обязательно расскажите об этом в суде. И тогда судья может назначить штраф. Если нарушений ПДД за вами нет, это также плюс в вашу пользу», — доходчиво объясняет инспектор.
На этом мы прощаемся, а сотрудники ГИБДД еще раз предупредили — если камер нет, это еще не значит, что штраф не придет.