Топливо, 09 фев 2022, 00:30

Нефть за $90, но цены на бензин не меняются: как это возможно?

Стоимость нефти достигает рекордных с 2014 года значений, а рубль показывает высокую волатильность. Как это повлияет на стоимость бензина — разбираемся с экспертами
Читать в полной версии
Фото: Anton Belitsky / Global Look Press

Нефть марки Brent в начале февраля торговалась на уровне выше $93 за бочку и обновила максимум с 2014 года. А согласно прогнозам аналитиков Bank of America, цены на нефть могут вырасти до $120 за баррель уже к середине лета 2022 года.

С начала года нефть уже подорожала на 20%. Рост цен происходит на фоне дефицита предложения и восстановления спроса на топливо в мире. Также нефтяному ралли способствует геополитическая напряженность в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, которая несет риски перебоя поставок, пишет РБК.

Как это отражается на стоимости бензина

Во многих странах, в частности в США и Канаде, цены на бензин действительно зависят от стоимости нефти, и все изменения на мировом рынке отражаются на розничной торговле бензином. Но в России доля налогов и акцизов в розничной цене топлива очень высоки, отмечает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. «Цены на нефть составляют ничтожную долю от цены на бензин. В основном, 78% от всей стоимости бензина с нового года — это налоги», — говорит Танкаев. Помимо этого, эксперт указывает, что доля нефтяников в доле бензина — 2%, и они практически не влияют на цену бензина.

По данным Росстата, с 1 по 28 января 2022 года цены на бензин выросли на 0,8% — то есть в среднем на 9 копеек до 50,61 рублей. С учетом всех волнений на торгах — и нефти, и валюты — в этом месяце, увеличение оказалось совсем небольшим.

Руководитель аналитического центра «Независимого топливного союза» Григорий Баженов рассказал Autonews.ru в ноябре 2021 почему розничные цены показывают такой небольшой рост. По словам Григория Баженова, это объясняется регулировкой по принципу «инфляция-минус». Эксперт уточнил, что несмотря на то, что «открытого» контроля нет, то есть не признается регулирующими органами, на рынке достаточно давно действует это правило. И поддерживается оно за счет крупных нефтяных компаний, которые в оптовом сегменте занимают 80% рынка и имеют вертикальную цепочку от добычи до рыночной реализации. Они пользуются своими возможностями и сдерживают розничные цены по «рекомендации» властей.

То есть, по сути, как бы не росла сейчас стоимость нефти и какую бы волатильность не показывал рубль — розничные цены продолжат рост, но медленно. Лишь чуть быстрее инфляции. «Розничная цена будет расти в рамках инфляции или чуть выше, учитывая общую ситуацию, но не критично. Этот рост — не ежедневный, то есть он вполне может иметь определенные скачки в рамках этого коридора», — отмечает президент Независимого топливного союза Павел Баженов.

Проблема с оптом

При том, что розничные цены — то есть те, которые в итоге видят покупатели на заправках, меняются в пределах инфляции, нельзя сказать того же об оптовых ценах. «Что с оптом происходит — это главная проблема, которая приводит к банкротству независимой розницы», — отмечает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Сейчас нередко происходит так, что оптовые цены на бензин превышают розничные, ведь опт продают по рыночным ценам, тогда как розницу — негласно сдерживают. А это приводит к другой проблеме — уменьшению количества АЗС, в первую очередь в регионах. «Стимулов к развитию и возможностей развиваться нет. Страна у нас большая, густота населения тоже оставляет желать лучшего, поэтому в первую очередь удаленные малонаселенные местности могут остаться без единственной заправки. И это медленно, но, к сожалению, происходит», — говорит Павел Баженов.