Зачем сейчас техосмотр. Когда в ГИБДД не примут документы из-за него
Техосмотр остался обязательным для частных автомобилистов при продаже и перерегистрации машины старше четырех лет. Таком образом диагностическая карта попала в список документов, которые проверяют в регистрационных подразделениях ГИБДД. Это нововведение создало серьезные проблемы для автомобилистов, которые пользовались услугами «серых» пунктов техосмотра и проходили проверку удаленно. Разбираемся, у кого могут возникнуть проблемы.
Техосмотр из другого региона
Как рассказали Autonews.ru представители различных объединений пунктов техосмотра, при проверке диагностических карт инспекторы теперь внимательно изучают города, где водители получили документ. Если окажется, что диагностическая карта оформлена в дальнем регионе, то ее в ГИБДД скорее всего не примут. Информацию о таком негласном подходе Autonews.ru также подтвердили инспекторы ГИБДД из нескольких городов. По словам председателя Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палате Игоря Волчека, в ГИБДД применяют такой негласный подход только в тех случаях, когда проблемы с диагностическими картами очевидны.
«Например, в Москве точно смотрят, в каком регионе оформлена карта, — рассказал Волчек. — Если документ оформлен во Владивостоке, это вызовет вопросы. Но юридически это доказать сложно, ведь водитель может упереться. Потребовать, например, чтобы в ГИБДД через суд доказали, что он не ездил в отдаленный регион. И в ГИБДД конечно не будут этим заниматься. Поэтому разворачивают водителей только когда нарушение налицо — например, карта была оформлена всего несколько часов назад и за это время машина точно бы не доехала на перерегистрацию».
По словам Волчека, операторы техосмотра на рабочих группах уже обращались в МВД с просьбой отсеять пункты, которые продолжают оформлять карты с помощью фотошопа. Однако получали ответ о том, что официальных инструментов воздействия на «серые» пункты у ведомства мало. Поэтому и приходится при перерегистрации вручную выявлять подозрительные карты.
Кроме того, как рассказал Волчек, инспекторы ГИБДД могут аннулировать оформленную диагностическую карту, но только если наличие фотошопа и других способов редактирования также будет очевидно. «Сейчас есть пункты техосмотра, которые продолжают оформлять диагностические карты удаленно и редактируют их в фотошопе. При этом пункты все равно вносят эти карты в ЕАИСТО. Но если это будет явная подделка, в ГИБДД документ аннулируют», — уверен Волчек.
Его слова подтверждают опрошенные Autonews.ru операторы пунктов техосмотра, к которым приходят водители прямо после неудачного приема в ГИБДД. «Приезжал водитель с диагностической картой, которая бьется в ЕАИСТО. Мы в Томске, а он якобы получил ее в Санкт-Петербурге. Отправили получать заново», — сообщил один из операторов.
В свою очередь сотрудник регистрационного подразделения в Мурманской области заверил, что в регионе в целом стараются не принимать техосмотр, пройденный в других областях. «Это негласное распоряжение. Но отсеиваем только очевидные случаи. Например, недавно в Мурманске на перерегистрацию приехал водитель и забыл про техосмотр. А через полчаса принес диагностическую карту из Новосибирска. Конечно мы отправили его на настоящую проверку. При этом получается, что официального основания для отказа в регистрационных действиях у нас нет, если техосмотр реальный. Понятно только, что вот такие карты за полчаса, это полная ерунда», — рассказал инспектор на условиях анонимности.
Фотошоп и нарисованные автомобили
О том, что в МВД все-таки проводят чистку «серых» диагностических карт рассказал Autonews.ru председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов.
«Сфальсифицированные и очевидные карты с фотошопом в МВД аннулируют. Работа идет, хоть и медленно», — сообщил участник отрасли.
Операторы техосмотра в свою очередь рассказали, что среди клиентов встречают обладателей диагностических карт с подозрительными фотографиями. Им приходится проходить техосмотр уже вживую. «Автомобиль прифотошопили на карту, приезжал такой клиент прямо из ГИБДД», — рассказал один из операторов из Уфы. Похожую историю рассказал его коллега из Екатеринбурга.
В Национальном автомобильном союзе (НАС) рассказали о массовой практике по выдаче диагностических карт на автомобили, зарегистрированные в Москве и Московской области, в других субъектах. «Очевидно, что массового выезда из столичного региона для прохождения технического осмотра не происходит», — сообщил представитель союза Антон Шапарин. По его словам, часто на приложенных к диагностическим картам фотографиях представлена только часть бампера автомобиля с государственным регистрационным знаком. Это не позволяет сделать выводы о том, что фотография сделана при прохождении технического осмотра.
При этом некоторые фотографии, как уверяет Шапарин, сделаны методом наложения координат на готовые фотоматериалы. На некоторых фотографиях часто не представлено оборудование, в ряде случаев фотографии сделаны на парковках. По словам эксперта, НАС в 2021 году направлял жалобу в МВД по поводу работы таких пунктов техосмотра. Однако, как уверяет Шапарин, некоторые пункты продолжают свою деятельность.
В свою очередь в ГИБДД говорят о том, что никаких санкций к тем, кто предъявит «серую» диагностическую карту, пока не применяют.
Как объяснил заместитель начальника ГУОБДД МВД России Владимир Кузин, у водителя должна быть действующая диагностическая карта только при ряде условий — в том числе при перерегистрации автомобиля старше четырех лет. Если информация о наличии такой диагностической карты внесена в базу данных, оснований для отказа в регистрации в таком случае в ГИБДД нет.
«В ГИБДД действует процедура проверки качества выдачи диагностической карты и ее можно провести уже потом. Если будет установлено, что диагностическая карта была оформлена с нарушениями, возможно, какие-то решения будут приняты. Пока оснований для отказа в регистрации по причине незаконно оформленной диагностической карты нет», — объяснял ранее Кузин.