Электромобили: что это, какие есть, как работают
Многие крупные автопроизводители постепенно отказываются от классических бензиновых и дизельных моторов, переводя свои модели на электрическую тягу. Скажем, в Европе и США местные власти планируют менее чем через 15 лет запретить продажу транспортных средств с традиционными двигателями внутреннего сгорания. Активную работу по популяризации электромобилей и развитию инфраструктуры начали вести и в России, где продажи электрокаров в 2021 году установили исторический рекорд.
Что такое электромобиль
Электромобили появились раньше, чем машины с двигателями внутреннего сгорания. Первые удачные эксперименты с транспортными средствами, приводимыми в движение за счет исключительно электрической энергии, провели еще в первой половине 19-го века. А в начале 20-го века электромобили получили широкое распространение, обходя по популярности бензиновые автомобили. К примеру, в период с 1900 по 1910 год более 40% машин, которые ездили по дорогам США, имели электрические агрегаты.
Однако стремительное развитие нефтяной индустрии и усовершенствование двигателей внутреннего сгорания привело к долгому забвению электрокаров, слабыми местами которых был малый запас хода и сложный процесс подзарядки батарей. Интерес к экологически чистым машинам вернулся только 1970-е годы на фоне резкого скачка цен на топливо.
Сейчас электромобили переживают уже третью молодость и интерес к ним, кажется, будет только расти. Мировые продажи автомобилей с нулевым уровнем выброса вредных веществ увеличиваются с каждым годом. К примеру, в сентябре 2021 года электрокар впервые возглавил рейтинг самых популярных моделей в Европе — Tesla Model 3 за один месяц разошлась тиражом в 25,6 тыс. ед. и обошла по продажам таких традиционных лидеров как Renault Clio, Dacia Sandero и Volkswagen Golf.
В дальнейшем популярность электромобилей будет только расти. В связи с ужесточающимися экологическими нормами все больше производителей переводит свои модели на электрическую тягу. В следующие 10-15 лет убрать из своей линейки машины с традиционными ДВС планирует ряд крупных компаний. К примеру, после 2025 года на электромоторы перейдет компания Jaguar, а еще спустя пять лет ее примеру последует Volvo.
В том же 2030 году от бензиновых и дизельных машин полностью откажется Renault. На электрокары переходит и компания Audi, которая выпустит последнюю машину с классическим силовым агрегатом в 2033 году. Кроме того, глобальную электрификацию своей модельной линейки для Европы готовят General Motors и Ford. Наконец, к 2035 году европейские продажи машин с ДВС прекратят южнокорейские Hyundai и Kia.
Как работает электромобиль и почему он проще
На электрокарах вместо классического двигателя внутреннего сгорания используют электрический агрегат, который конструктивно гораздо проще ДВС, поскольку содержит меньше деталей и механических соединений.
Традиционный электромотор состоит из неподвижной части — статора, а также подвижного компонента — ротора. При подключении к сети в статоре возникает круговое вращающееся магнитное поле, пронизывающее обмотку ротора и наводящее в нем ток индукции. После этого возникает вращающий момент, приводящий ротор в движение. Электрическая энергия, поступающая на обмотки, преобразуется в механическую энергию вращения. В качестве трансмиссии, как правило, используют одно- или двухступенчатый планетарный редуктор, принцип действия которых схож с классической автоматической коробкой передач.
Источником энергии являются подзаряжаемые аккумуляторные батареи, которые на новейших автомобилях могут обеспечивать автономный пробег до 1000 километров (например, у Mercedes-Benz EQXX). Время пополнения запаса батареи зависит от ее емкости, а также от типа и мощности зарядного устройства — оно может варьироваться от получаса до нескольких суток.
Аккумуляторы на первых электрокарах были недолговечны, однако с развитием технологий сроки их службы значительно выросли. К примеру, в России официальная гарантия на батарею электрического кроссовера Jaguar I-Pace составляет 8 лет или 160 тыс. км пробега. При этом гарантированная остаточная емкость аккумулятора равна 70%.
Какие электромобили есть в России
В России в последнее время растет популярность электрокаров, хотя их рыночная доля по-прежнему очень мала. В 2021 году в стране было продано 2254 новых автомобиля с полностью электрическими силовыми установками, что в 3,1 раза больше по сравнению с 2020 годом (данные «Автостат»). Эксперты отмечают, что российские продажи электрокаров растут уже пятый год подряд — с 2017 года. При этом они прежде никогда не превышали отметку в 1 тыс. проданных машин. Наибольшей популярностью пользуются следующие модели:
1. Porsche Taycan (продано — 581 ед., цены — от 8 380 000 руб.)
Самый популярным электромобилем 2021 года в России стал Porsche Taycan, который доступен в виде седана, универсала, а также его «высокой» Cross-версии. Автомобили продаются с различными установками, пиковая отдача которых варьируется от 408 до невероятных 680 лошадиных сил. В последнем случае машина способна набирать первую «сотню» за 3,2 сек., а ее максимальная скорость составляет 260 км/ч.
2. Tesla Model 3 (продано — 432 ед., цены — от 5 800 000 руб.)
«Младший» электрокар Tesla дебютировал в США весной 2016 года. Спустя сутки американская компания получила более 200 тыс. заявок на покупку самой доступной модели! На данный момент в России Tesla официально не продаются, что, впрочем, не помешало Model 3 стать вторым по популярности электромобилем по итогам 2021 года. Реализацией машин занимаются сторонние импортеры, у которых можно заказать Model 3 по цене от 5,8 млн руб.
3. Audi e-tron (продано — 387 ед., цены — от 6 610 000 руб.)
На данный момент Audi продает в России электрический кроссовер e-tron, его купе-версию Sportback, а также их «заряженные» модификации с индексом «S». Особенностью этой модели является то, что она выглядит как обычный современный автомобиль, тогда как, например, Tesla воспринимаются скорее как модный гаджет, нежели машина на каждый день. Впрочем, свои инновационные «фишки» у e-tron тоже есть. Скажем, внешние зеркала можно заменить специальными аэродинамическими камерами, которые будут транслировать картинку с камеры заднего вида на небольшие дисплеи, установленные в дверных картах.
4. Tesla Model Y (продано — 218 ед., цены — от 6 800 000 руб.)
Как и в случае с Tesla Model 3, компактные кроссоверы Model Y в Россию официально не поставляют, однако новые автомобили можно заказать по цене от 6,8 млн рублей. За эти деньги покупатель получит электрокар в версии Performance с двумя моторами, развивающими в сумме 571 л.с. и 680 Нм крутящего момента. Такая машина способна ускоряться с места до «сотни» за 3,2 сек., а ее максимальная скорость составляет 250 км в час. Комплект аккумуляторов на 82 киловатт-часа позволяет проехать на одном заряде около 500 километров.
5. Nissan Leaf (продано — 131 ед., цены — от 3 500 000 руб.)
Замыкает пятерку самых популярных электрокаров в России Nissan Leaf, которые завозят «серые» поставщики. Nissan Leaf второго поколения укомплектован электромотором, развивающим 150 л.с. и 320 Нм крутящего момента. Двигатель питает батарея емкостью 40 киловатт-часов. Несмотря на «неофициальный» статус, Nissan Leaf является самым распространенным электромобилем в России — в стране насчитывается около 10 тыс. экземпляров модели.
Зарядные станции для электромобилей
В России пока насчитывается лишь очень незначительное количество зарядных станций для электромобилей, подавляющая часть из которых сосредоточена в больших городах. К примеру, в Москве на конец 2021 года действовало 109 электрозаправок, а до конца 2022 года власти обещают оборудовать еще 50 новых точек. Кроме того, в 2022 году в Московской, Ленинградской, Нижегородской областях, Краснодарском крае, Сахалине, Татарстане, а также в Крыму и Севастополе (на трассе М-4 «Дон») начнут создавать сеть быстрых зарядных станций мощностью до 150 кВт, общее количество которых на начальном этапе превысит 500 единиц. К 2030 году в России должны ввести в эксплуатацию не менее 70 тыс. «розеток» для автомобилей.
Транспортный налог для электромобилей
На данный момент в ряде регионов России для владельцев экологичных машин предусмотрены различные льготы. Так, в Москве, Санкт-Петербурге и других субъектах покупатели электромобилей освобождены от транспортного налога. Плюс ко всему во многих больших городах водители «зеленых» машин могут парковаться абсолютно бесплатно. Вот четыре основных плюса владения машинами на электрической тяге, которые недавно озвучили столичные власти:
- бесплатная стоянка на уличных городских парковках;
- не нужно платить транспортный налог;
- бесплатные зарядные сессии на городских станциях;
- рядом с каждой ЭЗС оборудованы специальные места, предназначенные только для электромобилей и подзаряжаемых гибридов.
Кстати, парковка на таких местах машин с двигателями внутреннего сгорания считается нарушением, за которое предусмотрен штраф в размере 2,5 тыс. рублей.