Машина — тоже товар. Как вернуть деньги за купленный автомобиль
В январе 2022 года Верховный суд РФ в кассационном порядке рассмотрел две жалобы потребителей в спорах с ПАО «АвтоВАЗ».
В первом случае женщина купила в кредит автомобиль «Лада Веста» в 2017 году, но обнаружила в нем производственные недостатки. По словам владелицы, использовать она машину больше не могла. В 2020 году женщина отказалась от машины и предъявила изготовителю претензию о возврате стоимости товара.
Борьба за свои деньги
В первый раз требования были удовлетворены лишь частично: «АвтоВАЗ» выплатил стоимость товара и убытки в виде разницы между ценой по договору и ценой аналогичного автомобиля в настоящее время. Но неустойку, затраты на допоборудование, проценты по кредиту и компенсацию морального вреда компания не покрыла. Тогда женщина снова обратилась в суд, где ее иск удовлетворили, но тоже частично. В итоге ей пришлось обращаться в Верховный суд, чтобы вернуть уплаченные проценты по кредиту.
В Определении ВС РФ указано: «Передав продавцу сумму полученного кредита с целевым назначением на приобретение товара ненадлежащего качества, потребитель фактически лишается возможности использовать как сумму кредита, плату за которую он вносил в банк в виде процентов, так и товар, приобретенный с использованием данных денежных средств, из чего следует, что уплаченные банку проценты по договору потребительского кредита являются убытками потребителя (реальным ущербом), ответственность по возмещению которых несет изготовитель некачественного товара».
Указанные нормы не были учтены судами при рассмотрении дела, отмечено в судебном акте: «Допущенные нарушения являются существенными, поскольку привели к неправильному разрешению спора, и они не могут быть устранены без отмены судебных постановлений и нового рассмотрения дела». В итоге ВС направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
Второе дело, которое рассматривал Верховный суд, также связан с маркой Lada. Женщина приобрела автомобиль в 2018 году за 619 900 рублей и вскоре обнаружила дефекты. По ее словам, поломку исправили по гарантии, но она появлялась вновь. В феврале 2020 году девушка потребовала отдать ей деньги назад. Машину забрали, но деньги за некачественный товар не возвращали.
В апреле владелица обратилась в суд. После этого еще до заседаний «АвтоВАЗ» выплатил 724 900 рублей. Но суд еще и обязал завод заплатить неустойку и штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований (суммарно 1 450 900 рублей). Изготовитель не согласился с этим и подал жалобу в Верховный суд, который на сей раз встал на сторону производителя и направил дело на новое рассмотрение (в части суммы штрафа и неустойки).
В ответе на запрос Autonews.ru «АвтоВАЗ» сообщили, что им нечего добавить к опубликованным решениям судов.
Суды с автопроизводителями
Владельцы машин достаточно часто подают в суд и выигрывают дела, рассказывает автоюрист Дмитрий Дугин. «Согласно разъяснению Верховного суда, кто изготовил товар, либо продал, тот и обязан доказывать, что он надлежащего качества, обладает всеми необходимыми гарантиями по качеству и отвечает иным предъявляемым требованиям», — объясняет юрист.
По словам председателя Московского общества защиты потребителей Антона Недзвецкого, иски о защите прав потребителей удовлетворяются примерно в 80% случаев. Что касается исков о ненадлежащем состоянии автомобилей, то эта цифра немного меньше. Ведь в таких делах от ответчиков — автопроизводителей и дилеров — часто выступают опытные юристы. «В этих процессах фигурируют большие суммы, поэтому тут статистика не так радужна, но, думаю, что большая часть исков удовлетворяется», — добавляет Недзвецкий.
Сказать, что покупатели подают претензии к дилерам и автопроизводителям чаще к концу гарантийного срока — нельзя, отмечает Недзвецкий. «У кого-то в машине существенный недостаток выявляется в первые несколько месяцев эксплуатации, у кого-то — в первые 15 дней, а у кого-то может и к концу гарантийного срока», — говорит эксперт. Помимо этого, согласно статье 18 Закона о защите прав потребителей, можно требовать замены или возврата стоимости, если автомобиль находился на ремонте в совокупности более 30 дней в течение каждого года гарантийного срока.
Защита от подорожания
«Покупатели могут просить взыскать разницу между старой ценой, по которой машина была куплена год или два назад, и новой. «Но иногда у судов возникает сложность, когда определенная модель какого-то производителя снята с производства. Тогда суд ищет в модельной линейке аналогичную модель», — поясняет Дмитрий Дугин.
Что касается случаев обвинения водителей в фальсификации недостатков, то такие случаи в действительности встречаются редко, рассказывает Недзвецкий. «Я не исключаю, что есть мошенники. Как и в любом деле, в любой сфере существуют мошенники которые пытаются сфальсифицировать доказательства. Их нужно ловить и привлекать к уголовной ответственности. Но это не имеет массового характера. В основном, на суды идут добросовестные граждане, которые хотят защитить свои права», — отмечает юрист.