Когда покупать машину в 2022 году. Важные советы от эксперта
Тяжелую ситуацию на российском автомобильном рынке так и не удалось нормализовать в 2021 году. Взрывной рост цен на машины продолжался на протяжении всех 12 месяцев и, увы, не остановился в 2022 году. В результате уже с начала года сразу 23 компании увеличили стоимость своих автомобилей в России.
Негативные тренды влияющие на развитие ситуации все те же — нехватка новых автомобилей из-за дефицита полупроводников, логистические проблемы и глобальная инфляция. К этому списку не так давно прибавился обвал курса рубля, вызванный тяжелой геополитической обстановкой в мире. Не стоит забывать и о серьезных дилерских наценках, без которых сейчас купить новую машину практически невозможно.
В результате перед потенциальными клиентами встает тяжелая дилема, связанная с покупкой автомобиля. Главный вопрос — следует ли дожидаться нормализации ситуации на рынке (и ожидается ли она вообще) или выгодней будет приобрести машину прямо сейчас, несмотря на достаточно ограниченное количество предложений. Мы опросили целый ряд экспертов, что бы помочь автомобилистам разобраться в ситуации и сделать правильный выбор.
Так, руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что цены на новые автомобили в этом году продолжат свой рост, однако существенно медленнее, чем в 2021 году. Как объяснил эксперт, решить проблемы с поставками электронных компонентов вряд ли удастся раньше второй половины нынешнего года.
«Покупать автомобиль надо тогда, когда он нужен. Выбор сейчас есть, если не зацикливаться на конкретной марке/модели/модификации, а существенно расширить потенциальный выбор. А можно и подобрать что-то в хорошем состоянии на рынке автомобилей с пробегом. На мой взгляд сейчас более интересный вариант — это именно свежий авто на вторичном рынке», — резюмировал Целиков.
Более негативно оценивает ситуацию генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг» Лилия Маркова. По его словам, большинство производителей и импортеров техники не видят восстановления поставок раньше 2023 года. Поэтому дефицит новых автомобилей и рост цен сохранится, как минимум до конца нынешнего года. В такой ситуации «Газпромбанк Автолизинг» рекомендовали автомобилистам «не откладывать с покупкой нового машины».
«По нашим оценкам, рост цен составит очередные 10-15%. С учетом нынешнего «рынка продавца» можно прибавить к этому прогнозу еще столько же. Коврики в салон и багажник, сетки для радиаторов и защита картера, газовые упоры для капота и улучшенная шумоизоляция — все это в списке самого распространенного дополнительного оборудования и услуг. За год они также прибавили в цене — примерно 20%», — объяснила Маркова.
В Российской ассоциации автодилеров (РОАД) также признали наличие проблемы нехватки новых машин. По их прогнозу, дефицит автомобилей точно сохранится в первом полугодии. «К сожалению, наблюдается несколько факторов, таких как проблемы с логистикой, нехватка полупроводников, проблемы с магнием и алюминием, что не способствует улучшению ситуации в ближайшие месяцы. И дилеры и производители стремятся удовлетворить заказы клиентов по максимуму, но спрос превышает предложения и приходится ожидать автомобили по несколько месяцев», — объяснили в организации.
Похожей точки зрения придерживается аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Как объяснил эксперт, дефицит пока никуда не денется, и машины в этом году вряд ли подешевеют. Также вызывает вопросы ситуация с дилерскими наценками, даже после нормализации поставок.
«В вопросе покупки автомобиля, каждый водитель должен исходить из своей жизненной ситуации. Следует понимать, что сейчас потенциальный клиент в любом случае столкнется с достаточно ограниченным количеством предложений из-за нехватки машин у дилеров, которую преодолеть так и не получилось. Когда ситуация придет в норму сказать сложно, однако, скорее всего, произойдет это не раньше второй половины года. Хотя, не исключено, что и позже. При этом также следует понимать, что машины вряд ли станут дешевле в этом году. Однако ситуация с дилерскими наценками может и поменяться при нормализации поставок. В любом случае, если автомобиль очень нужен прямо сейчас, следует отправляться в автосалон. При наличии неких альтернатив потенциальном клиент может и подождать улучшения процессов, когда предложений на рынке станет больше», — пояснил Беспалов.
Прогнозы Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) по ситуации на автомобильном рынке тоже, увы, не самые оптимистические. Как подчеркнули в организации, «признаков скорого улучшения нет». При этом в АЕБ, спрогнозировали, что продажи новых машин в России в 2022-м вырастут на 3,3%, до 1 722 000 автомобилей. К примеру в 2021 г. было продано 1 666 780 новых машин. Эта цифра на 4,3% больше показателей «черного» 2020 года, на который пришлись серьезные ограничения (в том числе закрытие автосалонов) из-за пандемии COVID-19.