Курс рубля продолжил снижение. Что будет с ценами на автомобили
В понедельник, 24 января, курс доллара поднялся выше 79 рублей. Это произошло впервые с ноября 2020 года. По мнению финансистов, это произошло на фоне обострение ситуации вокруг Украины и общей геополитической напряженности. После этого Центробанк (ЦБ) решил приостановить покупку иностранной валюты на внутреннем рынке для поддержки курс рубля в условиях резкого ослабления.
Такая негативная ситуация может напрямую повлиять в том числе и на российский автомобильный рынок. В первую очередь, это касается цен на новые машины, которые и так показывали лавинообразный рост весь прошлый год. Autonews.ru с помощью экспертов решил разобраться, что будет со стоимостью автомобилей в ближайшее время и к чему готовиться автомобилистам.
Так, руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что тяжелая геополитическая ситуация может повлиять на цены через курс рубля. «В автомобилях валютная составляющая от 30% (российские бренды) до 100% (чистый импорт). Иномарки российской сборки имеют валютную составляющую 50-80%. Плюс все эти продолжающиеся проблемы с поставками электронных компонентов и с логистикой».
С ним согласен и аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. По его словам, рост цен на автомобили в любом случае продолжится в этом году из-за ряда негативных трендов. «Дело в том, что по-прежнему сохраняется дефицит на рынке, так как проблему с нехваткой микрочипов решить так и не удалось. Также негативно будет сказываться глобальная инфляция, которой, впрочем, подвержена не только Россия. Такой негативный тренд будет сохраняться как минимум первую половину 2022 года. Если не произойдет ничего экстренного, в том числе и в геополитической ситуации, рост цен может замедлиться во втором полугодии из-за оптимизации логистических процессов. Впрочем, не исключается, что негативный тренд сохранится и в 2023 году. Разумеется, ситуация на рынке зависит и от валютных курсов. Их колебания могут прибавлять к цене автомобилей 1-2% в месяц», — резюмировал эксперт.
Напомним, по словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, цены на отечественные автомобили в 2021 г. увеличились на 5-8%, а на иномарки — до 20%. В свою очередь, в аналитическом агентстве «Автостат» заметили, что такого стремительного роста стоимости автомобилей не было, начиная с кризисного 2014 года. По расчетам экспертов, рекомендованные розничные цены на машины увеличились на 24-25%. При этом стоимость автомобилей у дилеров (с учетом допоборудования) подскочили еще выше — более чем на 35%.
С проблемой нехватки автомобилей из-за дефицита полупроводников продавцы столкнулись еще в августе прошлого года. Этой ситуацией решили воспользоваться дилеры, которые отказываются продавать автомобили без установки собственного дополнительного оборудования с гигантскими наценками. Впрочем, и сами производители на этом фоне поднимали рекомендованные розничные цены практически каждый месяц.
По данным Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), в России в 2021 году было продано 1 666 780 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Эта цифра на 4,3% больше показателей «черного» 2020 года, на который пришлись серьезные ограничения (в том числе закрытие автосалонов) из-за пандемии COVID-19.