Кому нужно проходить техосмотр и кому грозят штрафы. Все ответы от ГИБДД
Закон об отмене обязательного техосмотра для физических лиц уже заработал, однако не все автомобилисты разобрались в тонкостях этого нововведения. В Госавтоинспекции ответили на все вопросы водителей.
Для кого отменили техосмотр?
От прохождения техосмотра освобождены все легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие физическим лицам, объяснил на пресс-конференции заместитель начальника ГУОБДД МВД России Владимир Кузин. Нововведение заработало 30 декабря 2021 года со вступлением в силу федерального закона о внесении изменений в периодичность прохождения этой процедуры.
Для кого техосмотр останется обязательным?
Собственники-физлица имеют право не проходить техосмотр только если используют свой транспорт исключительно в личных целях. То есть запрещено следующее:
- предоставление услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
- перевозка пассажиров;
- использованием личного транспорта в служебных целях.
Если собственник пользуется своим личным транспортом хотя бы одним из перечисленных способов, ему нужно будет проходить техосмотр с установленной законом регулярностью. При этом перевозка родственников или друзей не будет подпадать под предоставление услуг по перевозке. Во всех остальных случаях водитель может пройти техосмотр в добровольном порядке. «Собственник имеет полное право пройти техосмотр, но это не является обязательным условием», — сказал Кузин.
Кроме того, техосмотр придется пройти автомобилю любого возраста при внесении изменений в конструкцию.
Техосмотр придется проходить при перепродаже машины?
Из-за изменений в законодательстве расширился список необходимых документов для регистрации автомобиля в ГИБДД, но это касается только автомобилей старше четырех лет. Таким образом в ГИБДД при перерегистрации транспортного средства на нового владельца-частника диагностическую карту потребуют в следующих ситуациях:
- если собственник транспортного средства приобрел машину, она не вводилась в эксплуатацию, но машине исполнилось более четырех лет;
- если физлицо владеет машиной более четырех лет, после чего собственник сменяется, то есть машину перепродают;
- в любое время при внесении изменений в конструкцию.
Диагностическая карта может быть только электронной?
Диагностическую карту оформляют в электронном виде: данные о ней хранят в Единой информационной системе ГИБДД. Однако по заявлению собственника оператор может выдать документ и в бумажном виде. Но это не значит, что в ГИБДД регистрационных подразделениях придется предъявлять бумажную диагностическую карту.
«Наличие диагностической карты инспектор ГИБДД проверит в электронной базе данных — это и будет основанием для принятия документов для проведения регистрации», — объяснил Кузин.
Как будут штрафовать за отсутствие техосмотра?
Штрафовать за отсутствие техосмотра инспекторы ГИБДД будут только тех водителей, которые обязаны проходить процедуру: это юрлица, индивидуальные предприниматели или физлица, которые попали под названные выше исключения.
По словам представителя ГИБДД, сейчас ответственность за отсутствие техосмотра прописана в ч.2. ст. 12.1 КоАП «Управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли технический осмотр». Штраф составляет 500-800 руб. Кузин назвал действующую норму «узковатой» и напомнил о новом штрафе в 2 тыс. руб., который вводится с 1 марта 2022 года и заменит собой прежнюю норму.
«Отсутствие документа повлечет штраф. При этом, чтобы успеть устранить этот временный недостаток, автомобилисту потребуется время на его устранение. Поэтому с момента выявления первого нарушения автомобилиста в течение последующих 24 часов такого водителя штрафовать не будут», — уточнил Кузин.
Как будут фиксировать это нарушение с 1 марта? И будут ли видеть нарушение камеры?
«Нарушение могут выявлять нарушение различными способами. Если инспектор ГИБДД установит отсутствие диагностической карты, он составит протокол за ее отсутствие», — рассказал Кузин. При этом, по его словам, теоретически есть возможность, что такое нарушение будут фиксировать камеры. Однако в ближайшее время таких нововведений ждать не стоит. Так, у ГИБДД возникли технические трудности в работе электронных баз: оказалось не так просто в автоматическом режиме отличать легковой транспорт от грузового, определять год выпуска автомобилей и проверять возможное нахождение в реестре легковых такси. Когда эти проблемы будут решены, тогда фиксация будет возможна и в автоматическом режиме.
Когда инспектор ГИБДД может на дороге проверить исправность автомобиля?
Иногда водители могут ездить на неисправной машине, а диагностическая карта у них оформлена. Однако проверить техническую исправность автомобиля сотрудники ГИБДД прямо на дороге права не имеют. Но есть исключения.
«Если водитель прошел техосмотр и ему выдана диагностическая карта, то в этой ситуации сотрудники ГИБДД при осуществлении государственного контроля могут проверить техническое состояние такого транспортного средства, только когда они визуально могут заметить техническую неисправность, влияющую на безопасность дорожного движения», — объяснил Кузин.
Он привел следующий пример, когда у остановленного автомобиля «ручьем течет тормозная жидкость», «колесо отваливается» или «болтается кардан». В таком случае явно видна неисправность и даже при наличии диагностической карты такой автомобиль будет подлежать проверке. «Если этого ничего не видно и у водителя есть диагностическая карта, транспортное средство не проверяется. Это касается всех транспортных средств, у которых есть диагностическая карта и нет никаких признаков, указывающих на техническую неисправность», — сказал Кузин.
По словам Кузина, такое уточнение в законе нужно для того, чтобы не возникали ситуации, когда инспекторы ГИБДД «докапываются» и «выискивают неисправности».
Как часто в ГИБДД вообще советуют проходить техосмотр для автомобилей?
«Все определяет собственник автомобиля за исключением тех ситуаций, которые прописаны в законодательстве», — сказал Кузин.
Автомобилист приобрел «серую» диагностическую карту. Определят ли это в ГИБДД при обращении для перерегистрации автомобиля на нового собственника? И какие будут санкции?
Ранее в ГИБДД предупреждали, что будут аннулировать «серые» диагностические карты, «пробивая» из по базе ЕАИС ТО. На вопрос Autonews.ru о том, что же будет, если водитель приедет на перерегистрацию автомобиля в ГИБДД с таким документом, в ГИБДД ответили уклончиво.
Там заявили, что у водителя должна быть действующая диагностическая карта только при перечисленных ранее условиях. Если информация о наличии такой диагностической карты внесена в базу данных, оснований для отказа в регистрации в таком случае в ГИБДД нет. «В ГИБДД действует процедура проверки качества выдачи диагностической карты и ее можно провести уже потом. Если будет установлено, что диагностическая карта была оформлена с нарушениями, возможно, какие-то решения будут приняты. Пока оснований для отказа в регистрации по причине незаконно оформленной диагностической карты нет», — отметил Кузин.