Штрафы, 19 янв 2022, 00:30

«Порядка будет больше». Какие штрафы за скорость ждут водителей в 2022 г.

Какие наказания ждут водителей за превышение скорости и какие штрафы планируют ввести — разбираемся вместе с экспертами
Читать в полной версии
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

С 10 января водителей, регулярно превышающих скорость более чем на 60 км/ч или выезжающих на встречную полосу, ждет уголовное наказание и штраф до 500 тыс. руб. Власти также рассматривают вопрос о возврате штрафа за превышение средней скорости, а также снижение нештрафуемого порога превышения скорости с 20 км/ч до 10 км/ч.

Уголовное наказание для лихачей

С 10 января 2022 года в уголовном кодексе России появилась статья 264.2, согласно которой для водителей, которых ранее уже дважды подвергали административному наказанию и дважды лишали прав, предусматривается уголовная ответственность. Такое наказание коснется тех автомобилистов, которые превышают скорость более чем на 60 км/ч или выезжают на встречную полосу или на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев объезда препятствия.

Водителям, нарушившим ранее ст. 12.9 КоАП РФ, получившим административный штраф и лишенным прав, за повторное подобное нарушение скорости на 60 км/ч и более (или выезд на встречную полосу) грозит штраф от 200 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты за период от 1 до 2 лет и лишение свободы сроком до 2 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Для водителей, у которых уже была судимость за превышение скорости от 60 км/ч и за выезд на встречную полосу, закон предусматривает штраф от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты за период от 2 до 3 лет и уголовное наказание в виде лишения свободы сроком до 3 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет.

Уголовная ответственность грозит водителю в том случае, если водителя остановят инспекторы ГИБДД. Если нарушение зафиксирует камера в автоматическом режиме — водителя просто оштрафуют.

Более 40% автомобилистов не останавливает административное наказание за превышение скорости, отмечают авторы законопроекта. Нарушители часто повторно нарушают ПДД. Почти 10% водителей повторно выезжают на полосу для встречного движения.

Фото: Shutterstock

«Что касается снижения аварийности, то здесь надо смотреть на количество аварий, совершенных такими водителями, но, к сожалению, в пояснительной записке к законопроекту не приводится количество ДТП, ими совершенных. Поэтому здесь сложно сказать по поводу снижения аварийности, но так или иначе порядка на дорогах станет больше», — говорит координатор «Синих ведерок» и руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов.

«Уголовная ответственность для лихачей скорее не коренным образом повлияет на безопасность дорожного движения, а косвенно. Потому что это, скорее, к вопросу о контенте, который в соцсетях для того, чтобы намеренно не нарушали ПДД и не выкладывали это в сеть. То есть это больше о вопросе соблюдения правил, уважения к законам», — добавляет руководитель проекта «Карта убитых дорог» Александр Васильев.

Нештрафуемый порог

Московские власти в конце декабря 2021 года предложили кабмину и МВД рассмотреть возможность снижения нештрафуемого порога превышения скорости с 20 км/ч до 10 км/ч. Об этом в интервью РБК рассказал заммэра и руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. По его мнению, нововведение снизит количество аварий на дорогах минимум на 35%, а уровень смертности от них — в три-четыре раза. Чиновник отметил, что такое снижение должно касаться только городов, в области лимит можно оставить на уровне 20 км/ч.

С 2013 года уже несколько раз поднимался вопрос снижения порога с 20 до 10 км/ч или вовсе его отмены.

«Скоростной режим меняется волнообразно, и этот интервал +20 как раз позволяет избежать большого количества штрафов. То есть уменьшение этого интервала банально приведет к резкому увеличению количества штрафов в отношении водителей. И на безопасность движения это никак не повлияет», — отмечает Шкуматов.

Васильев приводит статистику, что повышение нештрафуемого порога на 10 км/ч приводит к увеличению количества аварий на 20%. «Скорость — это решающий фактор в ДТП. И в этом вопросе, если бы еще был скрытый контроль скорости, когда, например, по дороге двигались бы машины ДПС без маркировки, без опознавательных знаков, но снимали происходящее и выделяли из потока нарушителей, — это бы тоже дисциплинировало водителей и заставляло бы их соблюдать скорость», — говорит Васильев.

Штраф за превышение средней скорости

В России могут вернуть штраф за превышение средней скорости, выяснил Autonews.ru. Согласно документам, норма об оформлении постановлений за такое нарушение на основе данных с комплексов фиксации должна быть прописана в проекте нового КоАП. Такое поручение МВД, Минюсту и Минтрансу дал вице-премьер Марат Хуснуллин. В МВД поддержали использование автоматических дорожных камер для фиксации превышения средней скорости на отдельных участках трасс. Об этом говорится в письме первого заместителя министра внутренних дел Александра Горового, направленном в правительство России.

Фиксация превышения средней скорости стимулирует водителей соблюдать разрешенную скорость все время, а не только в конкретном месте перед камерами, считают в ведомстве.

Что касается средней скорости движения, то это хороший способ действительно увеличить безопасность движения, считает Шкуматов. «Равномерный поток, который движется с одинаковой скоростью — это самый безопасный способ передвижения. Поэтому здесь нужно говорить о том, что измерение средней скорости позволяет как раз добиться каких-то равномерных условий движения на всем отрезке пути, но тут необходимо, конечно, ограничивать такие участки», — добавляет эксперт.