«Карета превращается в металлолом». В России оценили запрет старых машин
В Госдуме заговорили об ограничении срока эксплуатации машин. Как заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, выступая на «правительственном часе» в нижней палате парламента, это должно простимулировать российский авторынок.
«В первую очередь это касается грузового и общественного транспорта, ну, и постепенно двигаться к легковому транспорту», — сказал Мантуров.
Депутаты отметили, что средний возраст легковых машин в стране составляет 14 лет, а в некоторых регионах — например, на Дальнем Востоке — доходит до 22 лет. Также проблема устаревшего общественного транспорта стоит в некоторых регионах особенно остро, и замена автопарков необходима.
«Идея правильная, на дорогах частенько можно встретить машины, которые сами бы даже техосмотр не прошли. Но это — единицы», — отметил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Он уточнил, что в таком деле машины «нельзя считать поголовно», ведь есть большое количество автомобилей старше 30 лет, которые находятся в идеальном состоянии.
«Нужно за владельцем такой машины оставить право в экспертном порядке доказать, что машина очень даже ничего. Многим будет это легко сделать, со временем какие-то детали изнашиваются и их меняют — кузов, двигатель, трансмиссию. И может получаться так, что к 30 году своей жизни машина обновилась вся», — уточнил автоэксперт.
Травин пояснил, что такие машины должны соответствовать не возрастным рамкам, а требованиям техрегламента: «Недопустимо, когда 29 лет и 364 дня — она еще живая-здоровая, а если 29 лет и 365 дней — карета превращается в металлолом, ведь ей ровно 30 лет. Это глупость. Какой-то машине конец пришел уже на 2 году эксплуатации. Поэтому не возраст должен определять, а автотехническая экспертиза наподобие техосмотра».
Мягкие экономические меры помогут вывести старые неэкологичные автомобили, делится глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин. «Государство может создавать программы по обновлению, давать субсидии — целый пакет мер помимо запретов», — отметил он.
В своем выступлении глава Минпромторга также уточнил, что госпрограммы льготного автокредитования помогут людям избавиться от старых машин. Однако автоэксперты не понимают, на кого они могут быть рассчитаны. «На программу льготного кредитования те, у кого есть деньги, не смотрят — это не самый большой стимул, что новая машина обойдется на 50-100 тыс. дешевле. А если нет денег у тех, кто ездит на старой машине, ведь многие потеряли работу, латают бюджетные прорехи — то сейчас брать автомобиль даже с льготным кредитованием отважится не каждый», — отметил Травин.
При этом эксперты сходятся во мнении, что для коммерческого транспорта — автобусов и грузовиков — предлагаемая норма не имеет смысла. «Те, кто занимаются коммерческими перевозками — это юридические лица или индивидуальные предприниматели, у них обязательный осмотр транспортного средства перед выходом на линию. Там ответственность гораздо выше. Есть отмороженные предприятия, но это единицы. К легковушкам наоборот следует применять такие нормы, частник — когда следит, когда не следит. И такого транспорта больше чем грузового», — пояснил Травин.
«Многим регионам России будет не на чем перевозить людей и грузы. Это невозможно. Минпромторг мог бы разрабатывать стимулирующие программы, которые позволили бы выводить старый парк в утилизацию. Утилизационный сбор выплачивать людям, и они бы пошли на это», — предложил Шапарин.
По словам Шапарина, на протяжении 2 лет, когда программа утилизации старых автомобилей работала, граждане отправили на свалки больше 400 тыс. машин. «Минпромторг опережает время более жесткими инструментами. Во всем мире используют мягкие методы: например, изменяют налоговое регулирование исходя из выбросов. Однако у нас это невозможно, потому что у нас значительная часть парка не имеет установленного экологического класса», — уточнил он.
У большинства автомобилей, ввезенных в Россию до 2005 года, экологический класс не установлен. Сейчас владельцы сами могут проверить экологический класс машины, но только в нескольких субъектов, где есть испытательные лаборатории, всероссийской практики определения экологичности автомобиля нет. «Можно было бы устанавливать в рамках техосмотра, но его отменили — так что массово экологический класс теперь невозможно установить. В Европе налог зависит от выбросов автомобилей, а те замеряются каждый год на техническом осмотре», — заключил автоэксперт.