Транспортный налог: в 2022-м водителей ждет неприятный сюрприз
Основная методика расчета транспортного налога действует с 2003 года, и с тех пор она практически не менялась. Размер пошлины зависит от мощности автомобиля, также с 2015 года действует повышающий коэффициент для машин стоимостью выше 3 млн рублей. В 2022 году транспортный налог могут заметно трансформировать. Разбираемся, как именно.
Налог на роскошь пересмотрят
К марту 2022 года могут пересчитать минимальную стоимость автомобилей, для которых будет действовать повышающий коэффициент. Сейчас «налог на роскошь» платят владельцы машин ценой выше 3 млн рублей. Этот параметр ввели в 2014 году, и с тех пор не меняли.
В 2021 году дилеры попросили Минпромторг рассмотреть вопрос об увеличении пороговых значений стоимости автомобилей, подлежащих налогообложению с повышенным коэффициентом транспортного налога. В Российской ассоциации автодилеров (РОАД) объяснили, что цены за эти годы выросли на 60%, и в разряд «роскошных» попали транспортные средства из масс-маркета. Базовый диапазон с 3-5 млн рублей дилеры попросили поднять до 5-7 млн.
Сейчас изучением вопроса уже занялись профильные ведомства, среди которых Минпромторг, Минфин и ФНС.
Скидки на налог за безопасную езду
В августе 2021 в Госдуме предложили ввести льготы за безопасную манеру вождения в виде 50% скидки на уплату транспортного налога. С такой инициативой выступил депутат Иван Сухарев. Он уже направил соответствующее письмо начальнику ГИБДД МВД России Михаилу Черникову.
Сухарев считает, что благодаря его предложению удастся значительно снизить число нарушений ПДД на российских дорогах. Депутат привел статистику, по которой в 2020 году жертвами ДТП в России стали более 16 тысяч человек, еще 180 тысяч получили ранения различной степени тяжести. Одновременно количество выписанных штрафов за нарушение ПДД за тот период составило 167 миллионов. Эта цифра на 15% больше показателей за 2019 год.
Скидки за прохождение техосмотра
22 декабря 2021 года Госдума одобрила законопроект об отмене техосмотра в третьем чтении. Теперь владельцы личных автомобилей могут проходить процедуру на добровольной основе.
Ранее был принят закон, отменяющий обязательный техосмотр для получения ОСАГО. Тогда МВД предлагало снизить стоимость полиса и понизить ставки транспортного налога для тех водителей, которые добровольно прошли техосмотр.
В ведомстве объяснили, что в соответствии с правилами дорожного движения владелец транспортного средства обязан исключить из эксплуатации технически неисправный автомобиль вне зависимости от факта прохождения технического осмотра. И скидки на налог, в частности, могут стать эффективной стимулирующей мерой для прохождения техосмотра. Однако конкретики по скидкам до сих пор нет.
Налог на электротранспорт
Сейчас владельцы электротранспорта освобождены от уплаты транспортного налога. Но в следующем году для них могут ввести покилометровую оплату проезда и акцизы на альтернативное топливо. Инициатором нововведений выступил Минтранс. В ведомстве отметили, что безуглеродный транспорт так же негативно влияет на дороги, как и обычные машины.
Минтранс уточнил, что данная инициатива «требует детальной проработки». Ведомству в дальнейшем предстоит курировать разработку системы дифференциации платежей, основанной на категориях дорог, видах транспортных средств, «а также с учетом высокого социального влияния такой системы оплаты».
Транспортный налог полностью не отменят
Идеи об отмене транспортного налога выдвигают в Госдуме ежегодно, и так же регулярно подобные законопроекты отклоняются. Весной 2021 года с подобной инициативой выступили депутаты от «Справедливой России», но его не приняли. Главный повод, который в этом году социалисты указали в документе, поступившем в Госдуму, это несправедливость и неэффективность транспортного налога. Об этом в беседе с Autonews.ru в апреле рассказывал Сергей Миронов. «Одновременное существование транспортного налога и топливных акцизов — очевидный нонсенс. Почему люди должны платить дважды?», — глава партии.
В отзыве правительства было указано, что транспортный налог наряду с акцизами является источником формирования региональных дорожных фондов, и его отмена приведет к необходимости возмещения потерь за счет повышения ставок акцизов, а это уже спровоцирует рост цен на все товары. Миронов тогда назвал эти аргументы «демагогией».
В 2020 отменить транспортный налог предлагал депутат Андрей Барышев из «Единой России». Автор инициативы напомнил, что президент России и представители общественности неоднократно высказывались за отказ от транспортного налога в пользу возмещения выпадающих доходов за счет акцизов на топливо.
Тогда же Госдумы от ЛДПР Василий Власов выступал с инициативой отменить пошлину на российские автомобили. Парламентарий объяснил, что машины приобретают «граждане с невысоким уровнем благосостояния, поэтому целесообразно было бы отменить транспортный налог на территории РФ на автомобили отечественных марок». Правительство России не поддержало инициативу группы депутатов отменить транспортный налог. «По оценкам авторов законопроекта, реализация законодательной инициативы приведет к сокращению доходной части соответствующих бюджетов на сумму не менее 160 миллиардов рублей в год», — сообщалось в отзыве.