Для водителей готовят важное изменение (коснется штрафов). Подробности
Госдума одобрила законопроект о внедрении сервиса «Цифровое исполнительное производство». Один из пунктов документа предполагает списание просроченных штрафов ГИБДД в автоматическом режиме помощью искусственного интеллекта. Роботы смогут также самостоятельно искать счета нарушителей в банках и списывать необходимую сумму, как только истечет срок оплаты штрафа. По мнению авторов законопроекта, нарушители не смогут накапливать неоплаченные штрафы, а вероятность ошибки системы будет предельно снижена.
Теперь законопроект должны одобрить в Совете Федерации, а затем документ отправится на подписание президенту. При этом вступление законопроекта в силу может быть отложено, пока власти не примут ряд нормативно-правовых актов, направленных на его реализацию, отмечается в пояснительной записке к документу.
О том, что законодательная база пока не готова к внедрению системы, позволяющей автоматически списывать долги со счетов граждан, говорит и адвокат Сергей Радько. «Необходимо изменить закон о банковской деятельности, закон об исполнительном производстве и другие корреспондирующие им законы. Но самое главное здесь — глобальное упрощение процесса взыскания штрафов должно обязательно сопровождаться упрощением процесса их оспаривания», — уточняет Радько.
Что изменится в жизни нарушителей-должников
Для взыскания просроченных штрафов власти запустят сервис «Цифровое исполнительное производство». Авторы законопроекта считают, что реализация законопроекта будет способствовать повышению эффективности принудительного взыскания долгов по штрафам и сокращению затрат бюджетных средств.
«Федеральная служба судебных приставов использует государственные информационные системы, а также <...> может принимать решения и обмениваться информацией в автоматическом режиме, без участия должностных лиц службы», — говорится в документе.
В пояснительной записке к законопроекту авторы перечисляют, в каких случаях искусственный интеллект сможет заменить приставов. Появится возможность автоматического принятия решений:
- По вопросам возбуждения исполнительного производства, в том числе отказа и окончания;
- Приостановления и прекращения исполнительного производства;
- Взыскания исполнительского сбора;
- Установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов, предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа, обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также заработную плату и (иные) доходы должника.
Искусственный интеллект будет автоматически идентифицировать злостных нарушителей, находить их счета и списывать с них необходимые суммы. Коснется это и тех водителей, которые получили минимальный штраф 500 рублей, но не оплатили вовремя.
По закону автомобилисту дается 10 дней на обжалование постановления о штрафе и 60 дней — на его оплату. После этого должникам грозит арест имущества, а также отказ в праве выезда за границу.
Сейчас судебные приставы находят неплательщиков штрафов за нарушения правил дорожного движения преимущественно при помощи камер. Анализ видеозаписей позволяет отследить маршруты разыскиваемых автомобилей и места их стоянки. Помимо этого, ФССП и ГИБДД регулярно проводят специальные рейды.
Сервис «Цифровое исполнительное производство» должен упростить порядок взыскания долгов со злостных неплательщиков, учитывая объемы производств, с которыми сталкиваются судебные приставы.
К примеру, в 2020 году только в одной Москве установили более 1,2 тыс. машин должников. Всего в прошлом году судебными приставами было возбуждено 24,8 млн исполнительных производств о взыскании штрафов ГИБДД, по которым с нарушителей в принудительном порядке взыскали 14,5 млрд рублей.
Ошибки планируют минимизировать
Авторы законопроекта отмечают, что одной из причин возникновения ситуаций ошибочного начисления и взыскания долгов является указание в документах ограниченного перечня идентификаторов. Система «Цифровое исполнительное производство» предполагает использование большее количество идентификаторов, чтобы избежать просчетов при поиске неплательщиков.
Президент московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что искусственный интеллект — лучше естественного. «Возможно, будет исключена какая-то ошибка, которую постоянно допускают приставы, потому что вынуждены вести гигантское количество исполнительных производств. Так возникают недоразумения, ошибки, несоблюдение процессуальных норм», — говорит эксперт.
Риски для водителей
Эксперты считают, что для того, чтобы система работала, как предполагают авторы законопроекта, необходимо ввести упрощенный порядок обжалования штрафов.
«Надо начинать не с предоставления права оштрафованному водителю жаловаться на интеллектуальную систему, а с того, что необходимо дать право водителю-нарушителю обжаловать постановление о штрафе, не прибегая к очень длительным и громоздким процедурам. Если государству будет проще взыскивать — значит проще должно быть оспаривание», — считает Травин.
Адвокат Сергей Радько, впрочем, назвал и опасную ситуацию, которую может спровоцировать законопроект. По его словам, если должники узнают, что деньги можно списывать так быстро и со всех счетов, то просто перестанут доверять банкам.