Водителей обложат новым налогом. Кого это коснется и почему
Минтранс предлагает ввести налог для электрокаров, а именно — покилометровую оплату проезда для транспортных средств, которые работают на электричестве, водороде и газе, пишут «Известия». Так ведомство планирует увеличить взносы в дорожный фонд. Сейчас владельцы эко-автомобилей не платят за пользование дорожной инфраструктурой, но при этом оказывают на нее такое же негативное воздействие, как и обычные машины, отмечают в министерстве. Впрочем, еще добавляют, что предложение требует тщательной проработки: необходимо дифференцировать платежи в том числе с учетом «социальной составляющей».
В Минэке инициативу Минтранса не поддерживают: в ведомстве считают, что такие нововведения приведут к снижению спроса на электромобили, а это идет вразрез с госпрограммой по увеличению количества экологичных транспортных средств в России. Наоборот, сейчас отрасль нуждается в стимулирующих мерах, чтобы привлечь как можно большее число потенциальных покупателей таких автомобилей.
Дорожным фондам нужны дополнительные поступления
19 октября президент Владимир Путин поручил представить предложения по изменению формирования дорожных фондов страны с учетом внедрения альтернативных видов топлива и необходимости обеспечения непрерывного финансирования. Эти требования соответствуют транспортной стратегии страны до 2030 года.
Сейчас основными источниками формирования дорожных фондов являются акцизы на автомобильное топливо и транспортный налог. Владельцы автомобилей на бензиновых и дизельных двигателях за проезд по дорогам не платят, но при этом в стоимость бензина включены налоги, средства из которых направляются в том числе в дорожные фонды.
Деньги из дорожных фондов тратят на ремонт трасс и их содержание. Помимо этого, средства направляют на строительство новых дорог и на обеспечение прилегающей инфраструктуры.
При этом владельцы электромобилей пока не платят ни транспортный налог, ни акцизы на экологичное топливо. Но одновременно хозяева таких транспортных средств пока сталкиваются с неудобствами: главная проблема — отсутствие достаточного количества зарядных станций.
Спрос на электрокары упадет
В августе кабмин утвердил концепцию по развитию производства и использованию электротранспорта в России до 2030 года. Одна из целей стратегии — увеличить спрос на электромобили на отечественном рынке. В Минэке заявляли, что к 2024 году должно выпускаться более 25 тысяч отечественных электромобилей, а к 2030 — их доля в производстве должна составлять не менее 10%.
Для того, чтобы стимулировать спрос на электромобили, для владельцев таких транспортных средств предусмотрели множество льгот. Среди них — бесплатный проезд по платным участкам федеральных трасс, отмена транспортного налога, бесплатная парковка и прочие. Нулевой налог действует в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Калужской, Липецкой, Курской, Тюменской, Амурской и Волгоградской (с одним двигателем мощностью не более 150 л.с.), а также в Кемеровской и Иркутской областях, Кабардино-Балкарии, Дагестане, Забайкалье и Башкирии (в первые три года с момента покупки машины).
Отмена каких-либо стимулирующих мер и введение новых платежей для владельцев электромобилей приведет к падению спроса на электрокары, считает генеральный директор компании Drive Electro, доктор технических наук, профессор Института механики и энергетики имени В.П. Горячкина Сергей Иванов. Он добавляет: «Электротранспорт все еще нов и непонятен для отечественных автомобилистов. Вместо введения дополнительных налогов, необходимо сосредоточиться на предоставлении субсидий и поддержки со стороны государства. Другого пути популяризации экологичного транспорта попросту нет. Введение покилометровой оплаты проезда для электротранспорта попросту нивелирует все положительные эффекты от принятой ранее концепции, что не позволит развиться зарождающемуся рынку автомобилей на электрической тяге».
Генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков полагает, что в краткосрочной перспективе новые платежи не отразятся на спросе, но если учитывать стратегию по развитию электротранспорта в России, то это приведет к определенному спаду. «В настоящее время на российском рынке представлены в основном достаточно дорогостоящие электрокары. Их покупают, в основном, те, кого интересуют современные технологии, кто хочет быть одним из первых в среде владельцев электромобилей. Поэтому для данного сегмента введение нового налога ни в коем случае не станет существенным барьером для покупки. Что касается сегмента недорогих автомобилей на электричестве, то здесь появление дополнительной финансовой нагрузки может оказать определенное негативное влияние на готовность покупателей переходить на автомобили нового поколения», — объясняет Чумаков.
Стимулирующие меры начнут отпадать, когда электромобили займут существенную долю на российском рынке, отмечает Чумаков. «В целом, этот сегмент является новым. Законодательство и регулирование еще будут дорабатывать и уточнять, но с увеличением количества электромобилей будет оставаться все меньше стимулирующих программ. Тем, кто хочет воспользоваться какими-либо преимуществами и программами поддержки, стоит не откладывать покупку электромобиля», — добавил эксперт.