Следите за ногами. Неправильный тест-драйв Jeep Wrangler
«Победа не важна. Это единственное, что имеет значение». В Турине повторяют эту фразу, как мантру, уже несколько десятилетий. Причем до сих пор точно не известно, кто ее впервые произнес: легендарный промышленник Джанни Аньелли или не менее харизматичный футболист Джанпьеро Бониперти, каждый уикенд приводящий в экстаз местных тиффози забитыми голами.
Клан Аньелли уже около ста лет наводит свои порядки в Италии. В разное время семья владела не только промышленными гигантами (в том числе FIAT), но еще и медиахолдингами, домами моды, инвестиционными фондами и другими активами на десятки миллиардов долларов. Расцвет империи пришелся на 1970-е, когда почти 25% акций на Миланской фондовой бирже принадлежали Аньелли. Тогда же итальянец участвовал в открытии автомобильного завода в Тольятти, за четыре года до этого (15 августа 1966-го) подписав судьбоносное для отечественного автопрома соглашение с министром промышленности СССР Александром Тарасовым.
Джанни Аньелли не стало в 2003-м, постепенно начало ослабевать и могущество всего клана. Сегодня бизнес-империей фактически руководят Джон Элканн — внук Джанни Аньелли — и Андреа Аньелли, внучатый племянник промышленника. Семья продолжает контролировать холдинг Exor, футбольный клуб «Ювентус», владеет долями в Christian Louboutin, финансовой компании PartnerRe, в медиакомпаниях Gedi и Economist Group. Однако главный актив — это по-прежнему автомобильные бренды. С прошлого года Аньелли контролируют крупнейший автомобильный концерн в мире Stellantis, в который входят: Fiat, Alfa Romeo, Maserati, Lancia, Abarth, Jeep, Chrysler, Dodge, Ram, Opel, Peugeot, Citroen и DS.
Все началось еще в 2009-м, когда итальянцы выкупили доли в Chrysler и Jeep — оба бренда терпели бедствие и находились в шаге от повторения судьбы Saab. Эффективный менеджмент Fiat сразу же дал результаты: итальянцы прекратили производство нерентабельных моделей, сократив модельный ряд до минимума, и вложились в разработку новинок с прицелом на Европу. К 2018 году FCA закрыл долги и начал выходить на чистую прибыль — в то время небольшие кроссоверы Compass и Renegade уже вовсю продавались в Италии, Германии и во Франции и, судя по цифрам, явно пришлись местным покупателям по вкусу.
Например, в Италии в доковидном 2019-м было продано чуть более 80 тыс. «Джипов» — причем каждым второй был как раз «Ренегейдом». Среди всех автомобильных брендов Jeep занимает там десятое место, обойдя, например, Hyundai, Nissan, Skoda и Kia. В Германии «Джипы» покупают чаще, чем Honda и Subaru, а во Франции марка популярнее «Мазды» и «Митсу». В России, впрочем, дела обстоят не так оптимистично, хотя в новую итальянскую эру Jeep фанатов у бренда явно прибавилось. И понятно, почему.
Итальянцы удивительным образом сумели сохранить традиции Jeep, добавив автомобилям апеннинской харизмы. Вот и мне левую ногу поставить решительно некуда, отрегулировать руль и сиденье под мой рост невозможно, узкие «дворники» по-уазовски оставляют широченные неочищенные зоны, капот тревожно трясется на скоростях за 100 км/ч, но сколько же тут драйва! Новый Jeep Wrangler Rubicon явно не создавали для того, что разрезать встречные потоки ветра на платной трассе, но даже здесь он чертовски хорош.
Нет, не подумайте, что за 700 км на олдскульном внедорожнике я не устал. Гул от громадных шипованных шин на чистом асфальте, кажется, до сих пор в голове, а от рефлекса подруливать там, где не надо, не могу избавиться даже на собственном кроссовере. В остальном Jeep Wrangler невозмутим: почти по-легковому тормозит, без лишнего напряга держит трассовые 140-150 км/ч и даже пытается экономить топливо. Внедорожник с аэродинамикой кирпича на высокой скорости, по всем раскладам, должен осушать бак за 200-300 километров, но «Рэнглер» подозрительно скромен со своей 286-сильной наддувной «четверкой».
Более того, мотору постоянно действует на нервы коробка, сбрасывая 1-2 передачи там, где это совсем не нужно — и даже в таком режиме можно уложиться в 11-12 литров на сотню. И это, кстати, с активированным режимом «4H Auto».
Последнее — едва ли не главное новшество в текущем Wrangler для тех, кто не принимает всерьез светодиоды, Carplay и проекционные дисплеи с адаптивным круизом. После смены поколения Jeep получил систему, которая очень напоминает Super Select от Mitsubishi. Теперь здесь вместо жесткого подключения «передка» — многодисковое сцепление с несколькими режимами работы: задний привод; автоматическое разделение момента между осями и заблокированный «центр».
Казалось бы, в тепличных условиях вроде прямой и гладкой трассы лучше использовать самый первый режим, то есть исключительно задний привод, но не тут-то было! На скорости Wrangler начинает неприятно раскачиваться — причем даже пятидверка с длинной колесной базой. Проблема лечится как раз активацией режима «4H Auto».
Wrangler хорош и в городе: к габаритам привыкаешь быстро (хотя нужно всегда помнить о выпирающих передних арках), руль по меркам внедорожников вообще «короткий» (всего 3 оборота от упора до упора), а дозировать тормозное усилие — одно удовольствие. Как будто и не внедорожник это.
Со многими вещами, конечно, придется смириться. Например, крышка горловины бензобака здесь открывается ключом, электросидений нет даже в версиях далеко за 5 млн рублей, а капот по-прежнему закрывается внешними застежками. Последнее явно оценили фанаты модели, а заодно — и криминалитет. В остальном Wrangler — отличный вариант даже для повседневной езды: камеры кругового обзора, продвинутая мультимедиа, поддерживающая все протоколы связи, акустика Harman / Kardon, проекция, подогревы, раздельный климат и много-много всего еще. Осталось только научиться с первого раза открывать этот чертов бензобак ключом.
Пандемия больно ударила по активам Аньелли: продажи Jeep сократились во всем мире, а «Ювентус» закрыл финансовый год с убытками на 190 млн евро — сказались неоправдавшиеся инвестиции в Роналду, ранний вылет из еврокубков и игра при пустых трибунах. Итальянцы запланировали глобальную перестройку: уже дебютировал новый Grand Cherokee, на подходе — глобальный электрокар, а в клубе продолжают избавляться от ненужных активов, повторяя ту самую мантру.