Экспресс-штрафы ГИБДД: водителей завалят квитанциями (от 500 до 5 тысяч)
Запустить возможность оформлять штрафы ГИБДД с помощью мобильного приложения в срок до 1 июня 2022 года поручил правительству президент Владимир Путин. Согласно сообщению на сайте Кремля, к тому времени должна быть завершена работа по внесению в законодательство необходимых изменений.
Они нужны «для установления возможности вынесения постановлений о назначении административных наказаний за отдельные нарушения ПДД без составления протокола об административном правонарушении на основании полученных с применением специальных мобильных приложений в некорректируемом виде материалов фото- и (или) видеосъемки».
Как будет работать «Народный инспектор»
Речь идет о воплощении в жизнь ранее анонсированного властями суперсервиса «Народный инспектор» (ПАК ПМ). Это приложение, созданное на основе московского «Помощника Москвы», при помощи которого пользователи могут отправлять жалобы на нарушения правил стоянки в зоне действия знаков «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена», стоянку транспортных средств на газонах, а также неоплату парковки.
Поправки в КоАП об уточнении порядка фиксации нарушений правил дорожного движения техническими средствами начали разрабатывать еще в 2017 году.
Согласно проекту документа, который имеется в распоряжении Autonews.ru, пользоваться программным обеспечением смогут только зарегистрированные на портале Госуслуг граждане. Это необходимо для идентификации лица, зафиксировавшего административное правонарушение и направившего видеозапись. Также это нужно для получения сведений о времени и месте фиксации административного правонарушения.
Согласно пояснительной записке к документу, КоАП дополнят «изменениями, обеспечивающими практическую реализацию нового порядка участия граждан в фиксации нарушений ПДД техническими средствами».
За какие нарушения ПДД будут наказывать с помощью приложения
Принятие законопроекта упростит привлечение водителей к административной ответственности собственников за следующие административные правонарушения:
Нарушение, которое можно будет фиксировать при помощи приложения (из текста законопроекта) | Ответственность | |
ч. 1 ст. 12.10: Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на железнодорожном переезде либо проезд через нерегулируемый железнодорожный переезд, если к переезду в пределах видимости приближается поезд. | Штраф 5000 рублей при фиксации в автоматическом режиме или лишение прав на срок от трех до шести месяцев (при остановке инспектором ГИБДД) | |
ч.1 ст. 12.12 «Проезд на запрещающий сигнал светофора» | Штраф 1000 рублей | |
ч.2 ст. 12.13 «Невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков | Штраф 1000 рублей | |
ч.2 ст. 12.14 «Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены» | Штраф 500 рублей | |
ч. 3 статьи 12.14 «Невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения» | Штраф 500 рублей | |
ч. 4 ст. 12.15 КоАП «Выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления» | Штраф 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев | |
ч.1 ст. 12.16 «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» | Штраф 500 рублей | |
ч.2 ст. 12.16 «Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» | Штраф 1000 - 1500 рублей | |
ч.3 ст. 12.16 «Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением» | Штраф 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев | |
ч.4 ст. 12.16 «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств» | Штраф 1500 рублей (в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге» штраф 3000 рублей) | |
ч.1 ст. 12.17 «Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами» | Штраф 500 рублей | |
ч.1.1 ст. 12.17 «Движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе» | Штраф 1500 рублей (в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге» штраф 3000 рублей) | |
ч.1.2 ст. 12.17 «Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом» | Штраф от 3000 до 5000 руб. или лишение прав на срок от 3 месяцев до 1 года | |
ст. 12.18 «Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения» | Штраф от 1500 до 2500 рублей | |
ч.1 ст. 12.19 «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств» | Штраф 500 руб., в Москве и Санкт-Петербурге – 2500 рублей |
Согласно аргументам из пояснительной записки к документу, подобная практика широко применяется за рубежом. В России участие граждан в выявлении и фото- видео фиксации нарушений правил дорожного движения апробировано в двух субъектах: в Москве и Татарстане.
«Граждане активно направляют в полицию и в другие инстанции свои фото- и видео материалы по фактам рассматриваемых правонарушений. Поступающие материалы принимаются и рассматриваются уполномоченными должностными лицами в общем порядке, предполагающем применение всех стадий производства по делам об административных правонарушениях», —указано в тексте законопроекта.
Напомним, что разработку такого сервиса в 2019 году одним из первых анонсировал глава Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов.
«У правительства России есть программа суперсервисов, которые будут доступны по всей стране. Наша программа «Помощник Москвы» взяла базу решений для сервисов, связанных с «Народным инспектором». Это было наше решение, пока мы обсуждаем этот сценарий с федеральными коллегами, и окончательное решение (о том, будут ли работать два приложенные одновременно. — Прим. ред.), безусловно, за ними. Но сейчас приложение «Помощник Москвы» взято как системное решение для всей России», — рассказывал Autonews.ru Ликсутов.
Без бонусов и рейтингов
Столичное приложение «Помощник Москвы» позволяет получать бонусы и участвовать в рейтингах наиболее активных пользователей. Пока неизвестно, появится ли аналогичные стимулы для фотофиксации в федеральном варианте. К примеру, Ликсутов такой возможности не исключал. «Вопрос бонусов для пользователей — это некая донастройка, которая позволит стимулировать пользователей. Думаю, что приложение будет развиваться в новом ключе. И всю судебную практику, сертификаты все, наработки мы будем класть в эту копилку», — говорил Ликсутов Autonews.ru.
Однако эксперт в области фото-видеофиксации Григорий Шухман уверен, что «никаких бонусов и рейтингов быть не должно». Это, по его мнению, позволит избежать наплава любителей, которые не разбираются в ПДД.
Почему штрафов станет больше
По словам главы Национального автомобильного союза Антона Шапарина, сейчас различные ведомства прорабатывают варианты, чтобы на законодательном уровне создать основу для использования приложения для мобильных телефонов. Приложение должно позволить гражданам самостоятельно фиксировать широкий набор составов нарушений ПДД автомобилистами: от проезда по обочине до выбрасывания мусора из машин.
«С помощью такого приложения, например, можно наказывать обочечников или тех, кто выбрасывает мусор на ходу из автомобилей, штрафы за такое нарушение лоббируют власти Москвы и Мособласти», — сказал Шапарин в беседе с Autonews.ru.
По его словам, чтобы узаконить его применение придется поменять в законодательстве несколько формулировок. Например, в законодательстве есть определение «камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД» и такие устройства должны работать в полностью автоматическом режиме без участия оператора. «Пока этих изменений не сделают, постановления можно будет отменять по тем же основаниям, как сейчас обжалуют постановления с «Помощника Москвы». Нужно добавить специальную формулировку в КоАП и убрать слово «автоматический», только тогда это заработает», — считает Шапарин.
Сейчас, согласно данным на сайте Кремля, предложена формулировка «специальные мобильные приложения» для создания «некорректируемых материалов фото- и (или) видеосъемки».
Эксперт предположил, что нововведение приведет к росту количества штрафов для автомобилистов и может стать поводом для конфликтных ситуаций на дорогах. «Нужно будет отказаться от репрессивного подхода в отношении водителей и обсуждаемый проект нового КоАП это предполагает — размер штрафов за нарушения ПДД не увеличен. Однако есть риск, что количество самих штрафов вырастет в разы».
В свою очередь эксперт Шухман предлагаемое приложение в текущем виде назвал «инструментом пешеходов, которое позволит еще больше ограничить водителей».
«Считаю ошибкой привязку к установке программного обеспечения на устройство фиксации. Потому что для фиксации в динамике пользователю нужно включить телефон, запустить приложение, выбрать тип фиксируемого нарушения, навести камеру на автомобиль. При этом нужно быть максимально близко, чтобы прочитать госномер. И только тогда сработает фиксация. За это время нарушитель «в динамике» банально уедет», — объяснил механику фиксации Шухман.
Также эксперт указал на то, что привязка к программному обеспечению на гаджете исключает фиксацию самими водителями. Ведь мобильный телефон в руках в движении использовать запрещено. «А ведь наибольшую угрозу БДД создают именно динамичные нарушения — проезд на «красный», запрещенный обгон по встречке, обочечники. Таких водителей фиксируют видеоегистраторы. Но материалы с них в упрощенный порядок не попадут, ведь на них нельзя устанавливать стороннее ПО».
По мнению Шухмана, для контроля за динамичными нарушениями ПДД необходимо создать сделать стандарт для авторегистратов, позволяющий защищать видеоданне от постороннего вмешательства. А также создать интерфейс для загрузки таких материалов на сайте ГИБДД. «В таком случае пользователь сможет подавать электронное заявление о нарушении, проходя авторизацию и неся ответственность за дачу ложных показаний», — считает эксперт.