«Тонировка — это модная тема». Откровения экс-инспектора ГИБДД
Капитан полиции в отставке Валентин Ильинов прослужил в ГИБДД Мурманска 11 лет, а в июле 2021 года уволился. За счет того, что на севере год службы идет за полтора, на пенсию он сможет выйти раньше. В зачет стажа службы засчитали и учебу в ведомственном институте — год за год. Сейчас ему 33 года, и экс-полицейский занимается развитием социальных групп «Подслушано у ДПС» и «Профсоюз ДПС». Там инспекторы получают юридическую помощь и делятся опытом, а водителям рассказывают, как правильно общаться с ГИБДД. В беседе с Autonews.ru экс-гаишник рассказал о зарплатах в ГИБДД, сложностях и плюсах службы.
Инспекторы ГИБДД не хотят связываться с водителями-жалобщиками
«Качество профессиональной подготовки некоторых инспекторов — не очень. Им сложнее общаться с водителями, которые при остановке начинают возмущаться, препятствовать работе. А инспекторы даже до конца не уверены в своих полномочиях: что им можно делать, а что — нет. Некоторые, максимум, могут только приказ наизусть зачитать. Но этого мало, надо еще и разобраться в вопросе.
Тем более, что разные блогеры любят повыносить инспекторам ГИБДД мозг на камеру, разговаривают на повышенных тонах. Те теряются. Получатся, что проще отпустить нарушителя, который грозит жалобами, чтобы только с ним не связываться. Но отпускать таких водителей — неправильно. Если выявлено нарушение, инспектор обязан составить административный протокол. А дальше разбираться придется самому водителю — обжаловать штраф или нет. Да, не всем инспекторам хочется тратить время на походы по судам. Но есть и те, которые доходят до Верховного суда, доказывая, что материал составлен правильно и отменять его нет оснований.
Тратить время на суды должен не сам инспектор, а представители юридических отделов ГИБДД. Потому что бывает так: сотрудникам ставят задачу, а точных алгоритмов, как работать, нет. Как, например, с неповиновением законному требованию сотрудника полиции при повторном задержании за тонировку. Тонировка сейчас — модная тема. Однако никто не создал единый порядок привлечения таких водителей, единые образцы документов для всех регионов. Если попасться два раза с пленкой, таким водителям выписывают протокол за «неповиновение». Иногда инспекторы задерживают таких водителей и оставляют в спецприемниках до суда.
Но тут тонкая ситуация. Такая мера обеспечения исполнения наказания, как административное задержание на 48 часов, до суда существует. Но всю ответственность берет на себя инспектор. И если в суде этот протокол отменят, получается, что нарушения нет. И тогда возникает вопрос: а почему автомобилиста задержали? Тут может дойти до серьезных последствий. Человек может подать в суд на инспектора. А начальник, который отдаст такое распоряжение, выходит, что ни при чем.
То же самое с машинами на армянских номерах. Из Москвы по регионам отправили внутренние распоряжения — задерживать такие машины за отсутствие таможенной декларации и отправлять всех на спецстоянки. У руководства благие цели: водители машин на армянских номерах нарушают, а штрафы на них не приходят. Это плохо. Инспекторы ГИБДД их задерживают, но до конца даже сами не уверены, какие документы требовать. А ведь люди не готовы расставаться со своими автомобилями и поэтому стали судиться за свое имущество. И суды начали такие решения отменять.
В Краснодарском крае, например, уже давно отменяют такие постановления. Суды считают, что по линии ГИБДД у таких водителей нет нарушений, по которым мы могли бы отправить машину на спецстоянки. Получается, что машины простояли на спецстоянках незаконно. Водители начали требовать компенсировать им расходы от ГИБДД. А руководство нашим ребятам сказало, что они ничего не знают и инспекторам пришлось платить за спецтоянку таких автомобилей из своего кармана. Получается, что цель хорошая, но как работать — не согласовали ни с Генпрокуратурой, ни с судами. Только недавно появилось решение Верховного Суда, в котором он подтверждает, что действия сотрудников в такой ситуации правомерны.
Точно так же и с машинами, которые водители раскрашивают под спецтранспорт и полицейские автомобили — помните, были такие «Отдел по борьбе с коронавирусом» или другие несуществующие службы. Нам тогда сказали, что в таком оформлении усматриваются цветографические схемы. Например, если есть полосы на бортах — все, надо привлекать. Но тут снова непонятно, а какой это пункт ПДД, когда писать протокол. Получается, все как могут разбираются на местах. Но нанесение такой расцветки ведут по ГОСТам. Нет таких спецслужб, у которых на бортах белые полосы. Получается, что такие автомобили никак нельзя притянуть за использование специальных цветографических схем. Нужны конкретные алгоритмы, в которых будут прописаны нормы, на которые может сослаться инспектор ДПС».
Какая зарплата в ГИБДД
«Я служил в северном регионе — здесь большая разница в зарплатах по сравнению с другими регионами и даже с центром. В Мурманске в целом зарплата значительно выше — за счет «полярок».
Когда я служил в полиции в 2011 году, нам подняли зарплату почти в два раза. И это было очень хорошей поддержкой на фоне подорожания доллара. При зарплате 60 тыс. рублей мне хватало вообще на все. Сейчас прошло 10 лет, инфляция доход съела. Сейчас мои 80 тыс. рублей и близко не стоят к тем прежним 60 тысячам, но на фоне регионов получается хорошо. А теперь считаем: по региону минимальная пенсия 20-30 тыс. рублей. Можно раньше выйти на пенсию и найти работу на 60 тыс. рублей. И можно меньше работать, и нормально зарабатывать».
В ГИБДД идут за стабильностью
«Если пришел на службу и нет больших косяков, то можно спокойно сидеть. Да, уровень зарплат ниже. Но, например, в Вологодской области «некомлекта» нет. У них нет военных объектов, как у нас в Мурманске, нет альтернатив, нет военных частей, где можно получать больше. И выходит, что в регионе средняя зарплата 25 тыс. рублей, а инспектор ГИБДД получает 40 тысяч рублей. А еще больничные, разные бонусы — получается нормальная зарплата для региона. Если парень только что пришел из армии, то это неплохой вариант. Сменный график два через два, если подразделение нормально укомплектовано, то можно обойтись без переработок.
Если «некомплект», то начинаются проблемы. И чем больше людей уходит, тем больше остальным приходится работать. Вот тогда и начинаешь задумываться о том, зачем вообще это все нужно. В Мурманске есть альтернативные варианты работы, и поэтому у нас была большая текучка. А набрать новых быстро не получается. Если взять человека с нуля с гражданки, то у него два месяца идет стажировка, потом шесть месяцев он учится, потом отгуливает отпуск. В итоге я этого человека после приема увижу только через год-полтора. Пока он еще чему-то научится, еще год пройдет. То есть на обучение полноценного инспектора надо два года».