«Техосмотр должен стоить ₽2800». Операторы готовятся к массовому закрытию
Большинство операторов пунктов технического осмотра отложили решение об аккредитации по новым правилам на работу в 2022 году. Как выяснил Autonews.ru, руководители пунктов ждут ясности в законодательстве: законопроект «Единой России» о переводе процедуры на добровольную основу для большинства категорий автомобилистов в Госдуме могут принять до конца года. Если это произойдет, то операторы начнут массово закрывать бизнес и переходить на другой вид деятельности, так как спроса не техосмотр не будет. Об этом представители отрасли заявили на открытом заседании комиссии «Опоры России» с участием представителей Российского союза автостраховщиков (РСА), Минюста и ГИБДД.
По оценке Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палате, сокращение количества ПТО обернется проблемами как для коммерческого транспорта, так и для частных владельцев легковых автомобилей.
Почему пункты техосмотра не хотят работать
По данным РСА, на 1 марта в России зарегистрировано 5168 пунктов техосмотра. Чтобы продолжить работу по новым требованием с учетом проведенной реформы, всем им необходимо пройти аккредитацию. Без нее пункты будут работать только до 1 марта 2022 года, после чего выдавать диагностические карты операторы без аккредитации не смогут. При этом на 14 октября всего 415 организаций подали заявление на проведение проверки и получения: это примерно 8% от общего количества пунктов. Одобрение получили всего 53 пункта и еще по 19 заявкам решение не принято.
На текущий момент действующих ПТО достаточно, чтобы обеспечить потребность прохождения техосмотра для физлиц и юрлиц. Однако будет ли их достаточно к 1 марта 2022 года, страховщики сомневаются.
«Сейчас сказать невозможно [хватит ли пунктов]: это будет зависеть от того, пройдут ли операторы техосмотра процедуру подтверждения соответствия, а также будет ли процедура обязательной для физлиц», — объяснил Autonews.ru вице-президент Всероссийского союза автостраховщиков Сергей Ефремов.
Сами операторы заявили, что не торопятся получать аккредитацию: для этого им необходимо инвестировать в обновление своих пунктов, включая перестройку для увеличения площади и закупку оборудования. Главная причина кроется в полной неопределенности в судьбе техосмотра: если его все-таки отменят и переведут на добровольную основу, большинство участников рынка в таких условиях работать не готовы.
В Гильдии операторов технического осмотра рассказали, что в августе провели опрос более чем 3,5 тыс. операторов: около 90% подтвердили готовность аккредитоваться и начать работать с учетом новых требований, но только если техосмотр останется обязательным.
«Нас лихорадит, и подавать заявки никто не спешит, — заявил Autonews.ru председатель Гильдии Игорь Волчек. — Настроения самые пессимистичные. Если законопроект о добровольном техосмотре примут, то многие уйдут с рынка. Мы ждем хоть какой-то конкретики. Потому что после слов главы ГИБДД Михаила Черникова о том, что техосмотр будет необязательным, многие притормозили и приготовились продавать бизнес. Я сам в числе таких».
По словам Волчека, операторам нет никакого смысла заниматься техосмотром, если он станет добровольным. Ведь до 80% всего потока обеспечивают именно частные автомобили.
Чем грозит закрытие пунктов частным автомобилистам
Волчек предположил, что в таком случае проблемы с доступностью пунктов возникнут у коммерческого и пассажирского транспорта. Кроме того, эксперт напомнил, что в законопроекте есть исключения и некоторым частникам все-таки нужно будет пройти проверку. А именно владельцам автомобилей и мотоциклов старше четырех лет:
- при постановке на учет;
- замене основных агрегатов и внесении изменений в конструкцию.
«Страховщики регулярно напоминают, что в случае ДТП из-за неисправности автомобиля к водителю применят регресс, и все расходы по выплатам в рамках ОСАГО им придется платить самим, — предупредил Волчек. — Получается, что водители попадают на деньги. Также в марте 2022 года камеры должны начать фиксировать езду без техосмотра. Логично, конечно, что при переводе техосмотра на добровольную основу штраф отменят, и ездить без карты можно будет спокойно».
Также Волчек отметил, что пока нет данных о том, сколько регистрационных действий с автотранспортом старше четырех лет проводят в ГИБДД каждый год. Он не исключил, что таких сделок проходит достаточно много, и новые владельцы могут столкнуться со сложностью найти пункт техосмотра и, соответственно, с постановкой машины на учет.
При этом участники рынка сомневаются, что коммерческий транспорт сможет без проблем найти возможность оперативно проходить техосмотр при сокращении количества пунктов. «Получается, чтобы выжить, пункты должны быть универсальными: с линиями и для коммерческого, и для легкового транспорта. И я думаю, что таких будет очень мало», — предположил Волчек.
Сколько нужно пунктов техосмотра в России
Во Всероссийском союзе автостраховщиков признали, что в ряде регионов есть недостаток операторов: решение этого вопроса возложено на местные администрации. При этом, по оценке Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палате, если в России останется всего около 2800 пунктов, даже этого хватит для обслуживания всего автопарка при работе в две смены.
«Но столько пунктов будет работать, только если техосмотр останется обязательным, — подчеркнул Волчек. — При этом стоимость техосмотра должна вырасти. Мы делали собственные расчеты и предоставляли их в ФАС, но там не реагируют. По нашей оценке, в Москве техосмотр должен стоить 2500-2800 рублей, а в регионах, конечно, ниже. И логично было бы сделать ценообразование свободным, чтобы можно было учитывать стоимость аренды и другие факторы».
В противном случае, по мнению Волчек, бизнесменам просто нет смысла этим заниматься. Он предположил, что в таком случае государство может начать открывать собственные пункты.
В свою очередь председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов рассказал Autonews.ru, что Минюст разослал по регионам запрос с просьбой оценить обеспеченность пунктами техосмотра.
«Если взять все пункты в целом, то они могут обеспечить около 150 тыс. проверок в сутки. При этом в обычное время мы проводили порядка 80 тыс. проверок — привел данные из статистики ГИБДД Бурдюгов. — Проблема была в том, что в регионах могло хватать этих пунктов по нормативам, но прим этом ехать на некоторые точки приходилось за 50-100 км. Со снятием обязательной периодичности эта проблема снимается. Действующих пунктов окажется слишком много, и половина их ник точно закроется — останется около 2,5 тыс.».
По оценкам Бурдюгова, примерно такое количество ПТО работало в 2011 году. При этом участник рынка уверен: добровольно проходить техосмотр без какой-либо необходимости будет не более 10-15% автомобилистов.
«Водители вряд ли будут сами усложнять себе жизнь. Ну вот он пройдет диагностику и окажется, что автомобиль не соответствует требованием безопасности. Эти данные окажутся в ЕАИС ТО. После этого водителю придется добровольно тратить деньги и ремонтировать машину, хотя в целом ее работа его устраивала. Поэтому никто не поедет — зачем? Хотя ездить на неисправном автомобиле — большой риск», — считает эксперт.
Представитель Союза операторов технического осмотра также предупредил, что тем ПТО, у которых универсальные линии и они могут обслуживать грузовой и пассажирский транспорт, стоит озаботиться получением аккредитации уже сейчас. Иначе, в марте 2022 года при возможном сохранении обязательности техосмотра, за все пункты ринутся получать аккредитацию. «РСА не справится с таким потоком, часть пунктов будет вынуждена приостановить работу и возникнет настоящий коллапс», — предостерег Бурдюгов.