Техосмотр 2021: большие очереди, водителей разворачивают (список причин)
Операторы пунктов техосмотра предупредили автомобилистов о необходимости получить новую диагностическую карту. Дело в том, что с 1 октября закончила действовать отсрочка, которая продляла срок действия диагностических карт для части автомобилей. Тем машинам, которые должны были проходить техосмотр в феврале 2021 года, нужно оформить диагностическую карту уже в этом октябре. Как уточнил в беседе с Autonews.ru председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов, на очереди волна автомобилистов с картами, которые закончились в марте и апреле 2021 года.
Кому нужно пройти техосмотр в октябре
По оценкам представителя отрасли, в проверке нуждается от 1,4 млн до 1,7 млн «февральских» автомобилей, которым пришла пора пройти обязательный технический осмотр. Бурдюгов напомнил, что требование проходить технический осмотр закреплено законодательно и пока его не отменили и даже не перевели на добровольную основу.
В свою очередь председатель Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палате Игорь Волчек предупредил: сейчас попасть на техосмотр без записи получится далеко не всегда. Это связано как с потоком водителей, которые дополнительные несколько месяцев могли не проходить техосмотр, так и с проблемами в работе электронной системе МВД ЕАИС ТО — по словам Волчека, из-за сбоев пункты не могут принять автомобили, и на техосмотр выстраиваются очереди из ожидающих.
«Потихоньку поехали те, кто не проходил техосмотр последние полгода, — рассказал Волчек. — Многие вообще не разобрались, надо его проходить или нет, и 1 октября приехали просто на всякий случай. Ситуацию нам осложняют перебои в работе системы ЕАИС ТО — люди 1 числа к нам поехали, а принять их всех не получалось. База лежала несколько часов, а без нее мы не можем внести данные о проведенном техосмотре. Из-за этого скапливались очереди».
По оценке участника отрасли, сейчас система работает без сбоев. Однако, как долго это продлится — неизвестно.
«Количество обращений на пункты техосмотра выросло примерно в два раза по сравнению с обычными рабочими периодами. Загрузка составляет 80-90%, поэтому лучше пользоваться электронной записью. Иначе, чтобы получить услугу «по факту», придется ждать или же записываться на следующий день», — посоветовал Волчек.
Техосмотр проходят по-новому с фотофиксацией
Опрошенные Autonews.ru владельцы пунктов техосмотра признались, что далеко не все водители разобрались, как теперь получать диагностические карты. Так, для этого сейчас необходима фотофиксация в момент заезда на пункт и после него. Однако некоторые по старинке просят продать им диагностическую карты без проверки.
«Некоторые приезжают и просят им просто продать диагностические карты, — поделился директор ООО «ПТО 878 БАМ» Олег Рогачев. — Или же проходят процедуру, мы выдаем талон, в котором указано, что автомобиль новую диагностическую карту получить не может, потому что есть ряд неисправностей. Так водители просят переделать и выдать «правильный» документ. Но ведь все данные уже в базе».
При этом, по словам Рогачева, ничего страшного в непройденном техосмотре нет: нужно исправить список недочетов и приехать на проверку заново. На это водителю выделяют дополнительные 20 дней сверх даты истечения срока действия диагностической карты. Стоимость техосмотра фиксирована и зависит от региона. В Москве эта госуслуга стоит 840 рублей.
В свою очередь Игорь Волчек, у которого несколько своих пунктов в Москве, также рассказал, что водители не понимают, как изменилась система.
«Некоторые приезжают и говорят, что готовы доплатить за техосмотр с фотофиксацией. Но система уже давно работает только так, никаких альтернатив нет», — уточнил представитель Гильдии операторов технического осмотра при МТПП.
30% водителей не проходят техосмотр: главные причины
По оценке Волчека, на пункты сейчас приезжают наиболее ответственные водители на новых автомобилях, которым всего несколько лет и без видимых проблем. При этом не проходят проверку с первого раза около 30%. По словам эксперта, это обычный показатель. Также эксперт назвал список проблем, из-за которых чаще всего автомобилисты на техосмотре получают «неуд»:
Неисправные тормоза
Одна из наиболее частных проблем на техосмотре. Выявить проблему на СТО получается не всегда, поскольку не у всех установлены дорогостоящие тормозные стенды, которые в обязательном порядке есть на пунктах техосмотра.
Трещины на лобовом стекле
Водители часто не обращают на это внимание. При этом в районе обзора водителя допускаются только мелкие сколы. С трещинами более 10 см в районе площади лобового стекла, которую покрывает «дворник» со стороны водителя, ездить нельзя. Если такая трещина с пассажирской стороны, то это не проблема.
Неотрегулированные фары
По оценке экспертов, это частая проблема: даже после ремонта или диагностики на СТО фары приводят в порядок не всегда. Дело в том, что не на всех СТО есть необходимое дорогостоящее оборудование, большая ровная площадка и обученные специалисты. По словам Волчека, это дорогая для организации процедура. И поскольку водители не готовы платить за проверку света фар на станциях, там зачастую просто нет нужных специалистов. В итоге водители о проблемах со светом фар узнают только на техосмотре. При этом отрегулировать работу фар не так трудно.
Отсутствие нейтрализатора выхлопных газов.
По словам Волчека, внешне автомобиль может выглядеть отлично, даже если ей 5-7 лет. Но катализатор выхлопных газов к тому времени начинает работать хуже, забивается или вовсе выходит из строя.
«Такую деталь нужно менять, но водители на этом экономят и просто снимают это устройство, — рассказал эксперт. — Также я часто вижу, что используют совсем старый прием: водители ломом пробивают эту трубку и делают в ней дырку. Выхлопные газы начинают выходить через нее и автомобиль начинает снова хорошо ехать. Только вот катализатор не работает, и машина отравляет воздух».
Грыжи, «лысые» колеса, неработающие ремни
Водители до прохождения техосмотра уверены, что у них исправные автомобили, рассказал представитель ООО «ПТО 878 БАМ» Олег Рогачев, который назвал свой список популярных проблем из-за которых водители не проходят техосмотр.
«Неработающие тормоза, «газоаналитика», неработающие стеклоомыватели, битые фары и лобовые стекла, а также неисправные ремни безопасности, которые не застегиваются — такие проблемы есть у большинства автомобилей, — перечислил Рогачев. — Часто оказывается, что на машинах стоят лысые колеса, находятся «грыжи» и люфты, из-за которых колесе ездят в разные стороны».
Как понять, есть у машины отсрочка на техосмотр или нет
Постановлением правительства Российской Федерации от 27 февраля 2021 г. № 275 продлен на 6 месяцев, но не менее чем до 1 октября 2021 года, срок действия диагностических карт, срок действия которых истекает в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года. То есть каждый автомобилист, который попадал со своей диагностической картой в промежуток с 1 февраля по 30 сентября, смог прибавить к конечной дате еще шесть месяцев. А те, у кого дополнительные 6 месяцев истекали до 1 октября, все равно могли считать этот документ действительным вплоть до 1 октября. Это водители с диагностическими картами, которые заканчиваются, в феврале, марте, и апреле.
Например, если срок действия диагностической карты заканчивается 30 сентября 2021 года, к ней мы прибавляем еще шесть месяцев, то есть карта действует еще до 29 марта 2022 года.
В Российском союзе автостраховщиков объяснили, что проходить техосмотр по новым правилам обязаны следующие автомобили:
- срок действия диагностической карты которых истек до 1 февраля 2021 года (то есть им не было никакого смысла дожидаться 1 октября);
- достигшие возраста четырех лет, у которых возникла предусмотренная законом обязанность получить первую для этого автомобиля диагностическую карту.