Статьи, 06 окт 2021, 00:30

Техосмотр 2021: большие очереди, водителей разворачивают (список причин)

С 1 октября водители начали возвращаться на пункты техосмотра — для миллионов машин перестала действовать отсрочка. Операторы назвали главные причины, почему сейчас получить карту не получается с первого раза
Читать в полной версии
Фото: Егор Алеев / ТАСС

Операторы пунктов техосмотра предупредили автомобилистов о необходимости получить новую диагностическую карту. Дело в том, что с 1 октября закончила действовать отсрочка, которая продляла срок действия диагностических карт для части автомобилей. Тем машинам, которые должны были проходить техосмотр в феврале 2021 года, нужно оформить диагностическую карту уже в этом октябре. Как уточнил в беседе с Autonews.ru председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов, на очереди волна автомобилистов с картами, которые закончились в марте и апреле 2021 года.

Кому нужно пройти техосмотр в октябре

По оценкам представителя отрасли, в проверке нуждается от 1,4 млн до 1,7 млн «февральских» автомобилей, которым пришла пора пройти обязательный технический осмотр. Бурдюгов напомнил, что требование проходить технический осмотр закреплено законодательно и пока его не отменили и даже не перевели на добровольную основу.

В свою очередь председатель Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палате Игорь Волчек предупредил: сейчас попасть на техосмотр без записи получится далеко не всегда. Это связано как с потоком водителей, которые дополнительные несколько месяцев могли не проходить техосмотр, так и с проблемами в работе электронной системе МВД ЕАИС ТО — по словам Волчека, из-за сбоев пункты не могут принять автомобили, и на техосмотр выстраиваются очереди из ожидающих.

«Потихоньку поехали те, кто не проходил техосмотр последние полгода, — рассказал Волчек. — Многие вообще не разобрались, надо его проходить или нет, и 1 октября приехали просто на всякий случай. Ситуацию нам осложняют перебои в работе системы ЕАИС ТО — люди 1 числа к нам поехали, а принять их всех не получалось. База лежала несколько часов, а без нее мы не можем внести данные о проведенном техосмотре. Из-за этого скапливались очереди».

По оценке участника отрасли, сейчас система работает без сбоев. Однако, как долго это продлится — неизвестно.

«Количество обращений на пункты техосмотра выросло примерно в два раза по сравнению с обычными рабочими периодами. Загрузка составляет 80-90%, поэтому лучше пользоваться электронной записью. Иначе, чтобы получить услугу «по факту», придется ждать или же записываться на следующий день», — посоветовал Волчек.

Фото: Виталий Белоусов / ИТАР-ТАСС

Техосмотр проходят по-новому с фотофиксацией

Опрошенные Autonews.ru владельцы пунктов техосмотра признались, что далеко не все водители разобрались, как теперь получать диагностические карты. Так, для этого сейчас необходима фотофиксация в момент заезда на пункт и после него. Однако некоторые по старинке просят продать им диагностическую карты без проверки.

«Некоторые приезжают и просят им просто продать диагностические карты, — поделился директор ООО «ПТО 878 БАМ» Олег Рогачев. — Или же проходят процедуру, мы выдаем талон, в котором указано, что автомобиль новую диагностическую карту получить не может, потому что есть ряд неисправностей. Так водители просят переделать и выдать «правильный» документ. Но ведь все данные уже в базе».

При этом, по словам Рогачева, ничего страшного в непройденном техосмотре нет: нужно исправить список недочетов и приехать на проверку заново. На это водителю выделяют дополнительные 20 дней сверх даты истечения срока действия диагностической карты. Стоимость техосмотра фиксирована и зависит от региона. В Москве эта госуслуга стоит 840 рублей.

В свою очередь Игорь Волчек, у которого несколько своих пунктов в Москве, также рассказал, что водители не понимают, как изменилась система.

«Некоторые приезжают и говорят, что готовы доплатить за техосмотр с фотофиксацией. Но система уже давно работает только так, никаких альтернатив нет», — уточнил представитель Гильдии операторов технического осмотра при МТПП.

30% водителей не проходят техосмотр: главные причины

По оценке Волчека, на пункты сейчас приезжают наиболее ответственные водители на новых автомобилях, которым всего несколько лет и без видимых проблем. При этом не проходят проверку с первого раза около 30%. По словам эксперта, это обычный показатель. Также эксперт назвал список проблем, из-за которых чаще всего автомобилисты на техосмотре получают «неуд»:

Неисправные тормоза

Одна из наиболее частных проблем на техосмотре. Выявить проблему на СТО получается не всегда, поскольку не у всех установлены дорогостоящие тормозные стенды, которые в обязательном порядке есть на пунктах техосмотра.

Трещины на лобовом стекле

Водители часто не обращают на это внимание. При этом в районе обзора водителя допускаются только мелкие сколы. С трещинами более 10 см в районе площади лобового стекла, которую покрывает «дворник» со стороны водителя, ездить нельзя. Если такая трещина с пассажирской стороны, то это не проблема.

Неотрегулированные фары

По оценке экспертов, это частая проблема: даже после ремонта или диагностики на СТО фары приводят в порядок не всегда. Дело в том, что не на всех СТО есть необходимое дорогостоящее оборудование, большая ровная площадка и обученные специалисты. По словам Волчека, это дорогая для организации процедура. И поскольку водители не готовы платить за проверку света фар на станциях, там зачастую просто нет нужных специалистов. В итоге водители о проблемах со светом фар узнают только на техосмотре. При этом отрегулировать работу фар не так трудно.

Фото: autonews.ru

Отсутствие нейтрализатора выхлопных газов.

По словам Волчека, внешне автомобиль может выглядеть отлично, даже если ей 5-7 лет. Но катализатор выхлопных газов к тому времени начинает работать хуже, забивается или вовсе выходит из строя.

«Такую деталь нужно менять, но водители на этом экономят и просто снимают это устройство, — рассказал эксперт. — Также я часто вижу, что используют совсем старый прием: водители ломом пробивают эту трубку и делают в ней дырку. Выхлопные газы начинают выходить через нее и автомобиль начинает снова хорошо ехать. Только вот катализатор не работает, и машина отравляет воздух».

Грыжи, «лысые» колеса, неработающие ремни

Водители до прохождения техосмотра уверены, что у них исправные автомобили, рассказал представитель ООО «ПТО 878 БАМ» Олег Рогачев, который назвал свой список популярных проблем из-за которых водители не проходят техосмотр.

«Неработающие тормоза, «газоаналитика», неработающие стеклоомыватели, битые фары и лобовые стекла, а также неисправные ремни безопасности, которые не застегиваются — такие проблемы есть у большинства автомобилей, — перечислил Рогачев. — Часто оказывается, что на машинах стоят лысые колеса, находятся «грыжи» и люфты, из-за которых колесе ездят в разные стороны».

Как понять, есть у машины отсрочка на техосмотр или нет

Постановлением правительства Российской Федерации от 27 февраля 2021 г. № 275 продлен на 6 месяцев, но не менее чем до 1 октября 2021 года, срок действия диагностических карт, срок действия которых истекает в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года. То есть каждый автомобилист, который попадал со своей диагностической картой в промежуток с 1 февраля по 30 сентября, смог прибавить к конечной дате еще шесть месяцев. А те, у кого дополнительные 6 месяцев истекали до 1 октября, все равно могли считать этот документ действительным вплоть до 1 октября. Это водители с диагностическими картами, которые заканчиваются, в феврале, марте, и апреле.

Например, если срок действия диагностической карты заканчивается 30 сентября 2021 года, к ней мы прибавляем еще шесть месяцев, то есть карта действует еще до 29 марта 2022 года.

В Российском союзе автостраховщиков объяснили, что проходить техосмотр по новым правилам обязаны следующие автомобили:

  • срок действия диагностической карты которых истек до 1 февраля 2021 года (то есть им не было никакого смысла дожидаться 1 октября);
  • достигшие возраста четырех лет, у которых возникла предусмотренная законом обязанность получить первую для этого автомобиля диагностическую карту.