Aurus переведут на водород: как, зачем и когда? Карточки
В ближайшие несколько лет завершится разработка водородной модификации российского люксового автомобиля Aurus Senat, который будет запущен в серийное производство и выведен на рынок. Об этом в интервью телеканалу РБК на Восточном экономическом форуме рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров. Там же был представлен и прототип будущего экомобиля под названием Aurus Hydrogen.
В мае 2021 года во время запуска серийного выпуска бензиновых седанов Aurus Senat автопроизводитель заявил о намерении в дальнейшем сделать ставку на экологию. Это вовсе не означает скорый отказ от использования двигателей внутреннего сгорания, однако Aurus параллельно будет развивать силовые установки на альтернативных источниках энергии. Центральный научно-исследовательский автомобильный институт ФГУП НАМИ, ответственный за проект «Кортеж», намерен не только усовершенствовать гибридную силовую установку в пользу уменьшения объема ДВС и применения более мощных электромоторов, но также выпустить водородный автомобиль и, возможно, электрокар. Мантуров отметил, что в стране собираются развивать соответствующую инфраструктуру, что должно мотивировать россиян приобретать подобного рода технику. Плюс ко всему наработки, полученные при создании водородного Aurus, в перспективе используют и на других транспортных средствах.
Судя по снимкам, водородный Aurus создадут на базе стандартного седана Senat. От бензиновой модификации прототип Aurus Hydrogen внешне отличается лишь белым цветом кузова с голубым декором на капоте и крыльях, намекающим на использование одного из самых экологически чистых источников энергии в мире. Никаких подробностей об агрегатах будущего автомобиля, кроме того, что они все будут отечественного производства, пока нет. При этом из надписи «Hydrogen Fuel Cell Vehicle» на бортах можно сделать вывод, что седан получит силовую установку на топливных элементах. Автомобиль будут приводить в движение электромоторы, энергия для которых вырабатывается в результате химической реакции между водородом и кислородом, а единственным «выхлопом» является обычный водяной пар. На данный момент известно, что при полностью заправленных баках водородный Aurus сможет проехать до 600 километров.
По словам Мантурова, согласно принятой правительством программе, до 2030 года в России должно появиться более одной тысячи водородных заправочных станций. «Это будет определенной мотивацией для потребителей при наличии инфраструктуры приобретать технику на водороде. Думаю, что сначала все-таки речь идет о коммерческом транспорте, и уже потом в том числе для легковых автомашин. Но мы к этому должны быть готовы, отработав технологию полноценно», — отметил министр. В августе правительство России утвердило Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта, согласно которой к концу нынешнего десятилетия не менее 10% всех выпускаемых автомобилей в стране должны быть электрическими.
Впервые о планах разработки водородного автомобиля Aurus стало известно осенью 2020 года, когда сообщалось, что в проекте примут участие Росатом, Российская академия наук, Министерство науки и высшего образования и «Газпром». Первый прототип такой машины был показан в мае 2021 года на церемонии запуска серийного производства Aurus в Елабуге, а теперь автомобиль привезли во Владивосток на Восточный экономический форум. По словам Дениса Мантурова разработка и испытания продлятся до 2024 года. К этому времени автомобиль должен будет пройти сертификацию и быть запущен в серию «в соответствии со спросом».
О стоимости водородного Aurus пока говорить рано. Как отметил Мантуров, сейчас идет процесс оценки возможной стоимости автомобиля с учетом интереса на коммерческом рынке. Пока можно лишь предположить, что технически сложная водородная машина окажется существенно дороже стандартного седана Aurus, заказы на которой сейчас принимают по цене от 24 млн рублей. На данный момент в арсенале некоторых крупных автомобильных компаний уже есть легковые машины на водороде. К примеру, Toyota с 2014 года мелкосерийно выпускает модель Mirai на водородных топливных элементах. Такой автомобиль в США обойдется минимум в 54 тыс. долларов. За такие деньги можно приобрести премиальный немецкий седан или, скажем, электрокар Tesla Model 3. При это в США пока есть только два штата с достаточно развитой инфраструктурой для водородных машин — Калифорния и Гавайи.