На дорогах ставят камеры нового типа. Их невозможно перехитрить
На российский дорогах устанавливают все больше камер, которые умеют в автоматическом режиме фиксировать непропуск пешеходов. Нововведение, которое запустили в Москве в 2017 году, уже охватило ряд регионов, выяснил Autonews.ru. Такие камеры начали работать в том числе на дорогах Новосибирска, Ульяновска и Южно-Сахалинска. В ближайшее время подобные устройства установят и в Московской области.
Как работают такие камеры
Места расстановки камер определяет Госавтоинспекция. Как объясняли в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы, комплексы фотовидеофиксации на непропуск пешехода обычно появляются в местах, где отмечена высокая аварийность, связанная с наездами на пешеходов. Согласно ст. 12.18 КоАП, непредоставление преимущества в движении пешеходам влечет наложение административного штрафа в размере от 1,5 тыс. руб. до 2,5 тыс. руб.
В ГИБДД разъясняли: нарушением со стороны водителя будет считаться, если перед зеброй водитель своими действиями вынудит пешехода, имеющего по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. Если этого не произойдет, действия водителя не образуют состав административного правонарушения.
Это согласуется с позицией Верховного суда, согласно которой траектории движения пешехода и автомобиля на нерегулируемом переходе не должны пересекаться. Однако на деле в автоматическом режиме определить такую ситуацию сложно: как из-за недостаточно точных настроек камер, так и из-за нелогичного поведения самих пешеходов. На это регулярно жалуются водители.
«Недавно в Москве я получил такой штраф: на дороге четыре полосы, я еду в крайней правой полосе по направлению в область. Пешеход вышел на дорогу с противоположной стороны дороги. И мне пришел штраф, — рассказал один из автомобилистов. — Но даже если бы он побежал мне навстречу, перед нами еще три полосы, и мы бы точно не пересеклись».
Чтобы решить такую проблему, для анализа ситуации прогрессивные производители используют нейросеть, объяснил Autonews.ru генеральный директор компании-разработчика дорожных камер «Астралаб» Сергей Ласкин Она определяет скорость и траекторию движения пешехода и изменения этих параметров при появлении автомобиля перед зеброй. Ласкин уточнил, что уже идут испытания нового программного обеспечения, которое поможет снизить риск возможных ошибок.
«Пока систем, которые могут достоверно и с хорошей критикой оценить дорожную ситуацию, не так много. Часто логика работает так: штраф приходит либо за пролетевшую ворону, либо камеры ни на что не реагирует, — рассказал эксперт. — Современные технологии будут учитывать при разборе ситуации траектории пешеходов и автомобилей».
Работает это так: камера видит пешехода, нейросеть определяет его так называемую сигнатуру. То есть понимает, что это пешеход, а не случайный объект. Далее пешехода детектируют, как перемещающийся объект: нейросеть определяет вектор его движения, умная система смотрит, есть ли рядом автомобили.
«Вот появляется машина, камера считывает ее госномер, а нейросеть определяет ее трек, то есть путь. Так создается некая сцена, событие, в котором мы ведем одного или нескольких пешеходов и один или несколько автомобилей. И система анализирует, что происходит. Пересекается ли их траектория, мешают ли они друг другу», — рассказал разработчик.
Для расчета скорости автомобили используются стандартные алгоритмы, которые применяются для фиксации такого нарушения ПДД, как превышение скорости. Это базовая функция камер, которые получат новый функционал.
«Скорость пешеходов нам измерять постоянно не нужно, — объяснил Ласкин. — Мы будем знать его некую относительную скорость. Вот он сделал три шага, и мы уже определяем, что его скорость равна Х. Далее мы смотрим, стала ли эта скорость Х больше или меньше. То есть мы измеряем относительную скорость пешехода, менял ли он ее или нет. В законодательстве четко указано, что непропуск пешехода — это действие, вынуждающее пешехода изменить траекторию или скорость движения. И если человеку на зебре пришлось ускориться или остановиться — это нарушение».
Эксперт уточнил: если машина едет в 20 метрах от пешехода, это никак не повлияет на траекторию человека. Соответственно, никакого нарушения в таком случае камеры фиксировать на должны. Одна из основных задач дорожных комплексов, по словам эксперта — обеспечить достаточную доказательную базу. Чтобы определить, какое количество коллажей из фотографий будет достаточно для судей, компания ведет тесты в Москве на Варшавском шоссе и на дорогах Ульяновска.
В ЦОДД в свою очередь рассказывали о принципах работы собственных технологий для фиксации нарушений: чтобы определить, уступил водитель дорогу пешеходу на «зебре» или нет, комплекс рассчитывает путь движения автомобиля и пешехода. Если их пути пересекаются, камера делает первую фотографию: на ней автомобиль находится еще вдалеке, а пешеход уже начал движение по «зебре». Далее комплекс измеряет темп движения пешехода и скорость автомобиля. Если темп движения пешехода изменяется, или человек вовсе останавливается, а при этом автомобиль продолжает движение, то делается второй кадр.
К каждому материалу о нарушении записывается видеоролик, который обязательно просматривается перед вынесением постановления. «Ролик хранится на случай несогласия водителя со штрафом. В постановлении, которое получает нарушитель, имеются два фотоснимка, — объяснили в ЦОДД. — На представленных фотографиях автомобиль проезжает зебру, а пешеход не дошел до конца перехода из-за снижения темпа движения или остановки».
Штрафы за пешеходов — это профилактика
О том, что камеры на непропуск весьма сложны в настойках, рассказал Autonews.ru представитель компании «Технологии распознавания» (также специализируется на разработке дорожных камер и программного обеспечения) Сергей Кусов. Самый простой вариант — если дорога прямая. В целом же на тесты на каждом конкретном переходе могут занять несколько месяцев.
«Самое сложное для нейросети — это правильно оценить поведение такого пешехода, который вышел к краю зебры и стоит до последнего, не делает шагов, пока автомобили не остановятся заранее, — привел пример Кусов. — Получается, что такой пешеход подставляет всех водителей, потому что затормозить заранее могут успеть не все».
Еще одна сложная ситуация для сбора неоспоримой доказательной базы — когда пешеход останавливается перед автомобилем, водитель тормозит, до последнего ждет, потом продолжает движение, а пешеход в этот момент тоже срывается с места. В таком случае выходом может стать только видеофиксация всех подобных инцидентов. По оценке эксперта, при большом количестве таких камер в городах хранить подобные видеозаписи не составит труда.
«В Москве водители стали очень вежливыми, а вот в Санкт-Петербурге вас пропустят далеко не всегда. Но иногда даже просто потенциальный риск получить штраф быстро срабатывает: пара устройств на такие города как Новосибирск или Рязань вполне достаточно. В остальных случаях хватит и перехода с кнопками», — считает Кусов.
Как водителю оспорить штраф за непропуск пешехода
Эксперт в области фото-видеофиксации Григорий Шухман считает непропуск пешехода субъективным нарушением. «Я, например, машину пропускаю, если вижу за ней просвет — зачем тормозить машину, с последующим ее разгоном, если мне остановиться проще? Без исследования видеозаписи справедливое решение вынести трудно», — сказал Шухман.
У юриста Михаила Никитина не будет вопросов к постановлениям, только если к ним будет прилагаться видеозапись, либо пошаговая раскадровка с действиями водителя и пешехода с указанием их траектории движения.
«Если на постановлении на покадровой съемке будет видна траектория движения перехода и водителя, и такте что они в один момент могут пересечься, будет очевидно, что машина не уступила», — считает Никитин.
В свою очередь юрист Катерина Соловева подчеркнула, что у пешеходов должно быть неоспоримое преимущество на переходах. «Корректно фиксировать непропуск пешехода все равно не получится. С точки зрения геометрии и пересечения траекторий, казалось, бы его можно подвести под определения ПДД. Но на деле это нарушение нельзя помещать в категорию тех, которые можно фиксировать автоматически», — объяснила эксперт, добавив, что широкие улицы, на 3-4 полосы должны быть регулируемыми.