Разработчики трасс для беспилотников определились с виной в случае ДТП
Проект по запуску беспилотной магистральной перевозки грузов по транспортному коридору из Европы в Китай стартует уже в 2024 году, выяснил Autonews.ru. Начинаться магистраль будет на трассе М-11 в Санкт-Петербурге, а далее маршрут пройдет следующим образом: Москва — Казань — Красноярск — Чита — (Китай). Также рассматривается и второй вариант: Санкт-Петербург — Москва — Казань — Самара — (Казахстан — Китай).
Первый отрезок будет открыт уже в 2024 году, а полностью коридор должен заработать в 2030 году, уточнили Autonews.ru разработчики проекта из рабочей группы «Автонет» Национальная технологическая инициатива. Причем ездить там будут грузовики на альтернативных видах топлива. Авторы проекта определились и с виной в случае ДТП — за аварию с автомобилем без водителя ответит либо сам разработчик, либо оператор.
Зачем нужен этот транспортный коридор
Для России в рамках развития беспилотных технологий выгоднее и эффективнее всего сосредоточиться на грузовых перевозках. К такому выводу пришли в «Автонет»: расстояния доставки грузов насколько велики, что позволяют быстро получить эффект от использования беспилотников. Экономия при перевозках грузов может быть значительной: не приходится тратить средства на оплату труда дальнобойщиков, снижается износ основных узлов и агрегатов и даже шин за счет более плавного движения.
Разработчики предполагают, что коридор позволит:
- увеличить долю России в грузопотоке Китай ЕС;
- создаст альтернативу железнодорожному транспорту;
- до 50% сократятся сроки доставки грузов;
- до 30% будет снижена себестоимость транспортировки грузов.
«Самое главное — увеличивается скорость грузооборота, ведь беспилотник может ехать в режиме 24/7, — сказал Autonews.ru соруководитель рабочей группы «Автонет» Национальной технологической инициативы Александр Гурко. — Конечно, беспилотный грузовик нужно будет заряжать и обслуживать. Но зато не надо будет останавливаться каждые четыре часа для соблюдения режима труда и отдыха. Уже подсчитан экономический эффект для перевозчиков — на отрезке коридора из Москвы до Санкт-Петербурга издержки упадут на 20%».
Вторая задача проекта — помочь общему развитию беспилотных технологий в России. Для запуска такого транспортного коридора разработчики создадут систему для управления беспилотным транспортом и искусственным интеллектом, отработают новые системы связи, построят больше новых элементов инфраструктуры и создадут цифровые двойники дорог — все эти знания можно использовать и для других проектов.
Как это будет работать
Планируется, что на М-11 будет полоса с приоритетным движением для беспилотных грузовиков. Использовать будут уже текущие возможности дороги, новые полосы пристраивать не будут. Всего по М-11 на первом этапе одновременно будут ездить до 300 грузовиков со скоростью до 75 км/ч. Далее проект будет расширяться. Магистраль разделят на участки пути по 700-800 км.
«Полосу для беспилотных грузовиков не планируется как-либо ограждать. Это в целом невозможно из-за съездов. Кроме того, автомобилисты платят за проезд по этой дороге и не захотят уступать целую полосу. Поэтому беспилотникам выделят обычную полосу, на которой смогут двигаться и обычные автомобили. Однако у беспилотного транспорта будет приоритет в движении: водители должны будут пропускать такие грузовики и везде уступать им дорогу», — объяснил Гурко.
Эксперт признает, что такое решение может вызвать опасения у автомобилистов, поэтому потребуется высокий уровень подготовки при организации проезда. Кроме того, производители должны разработать надежные беспилотные грузовики. Сейчас в России ими занимается несколько компаний.
При перевозке грузов будет использоваться подход «hub to hub»: от точки к точке. В этих хабах будет происходить перецепка с пилотного тягача на беспилотный. Таким образом по трассе М-11 будет ездить прицепы с беспилотными тягачами, а по прибытии на точку назначения перецепляться на пилотируемые тягачи.
Бизнес-модель нововведения пока не выбрана: идет обсуждение двух разных подходов. При этом тестовые заезды должны начаться уже в 2023 году.
Что если беспилотник в кого-то врежется
Нормативная база для беспилотных транспортных перевозок должна быть готова к 2024 году. Основой послужит закон об экспериментальных правовых режимах. На его базе можно создавать отдельные нормативно-правовые акты как раз для таких направлений, как беспилотники.
«При движении по городу для беспилотников рисков больше. Но в рамках перевозки кейс более простой: грузовик просто едет по прямой автомагистрали, — говорит Гурко. — Это гораздо проще, чем отрегулировать ответственность беспилотного такси, которое перемещается по Москве».
С точки зрения ответственности при ДТП ответственность распределяется по такому же принципу, как и сейчас. Так, за безопасность беспилотного транспорта отвечает разработчик. А за эксплуатацию отвечает оператор или эксплуатирующая организация — если они допустят ошибку, то и будут ответчиками при аварии. Может быть также, что виновником ДТП будет третья сторона или, если машина попадет в яму, ответственность за это понесет эксплуатирующая дорогу организация.
«Принципы работы нового законодательства будут такими же, как и в текущем. Конечно, понадобится менять закон об ОСАГО и вносить в него дополнения с учетом беспилотников. Законодательные изменения все-таки нужны, вместо водителя «за рулем» — робот, там нет водителя, но зато есть оператор», — объяснил Гурко.
Что говорят в ГИБДД
В Госавтоинспекции считают, что беспилотные автомобили для начала следует запускать только на выделенных полосах. Об этом заявил на недавней пресс-конференции глава ведомства Михаил Черников. Он призвал называть такие транспортные средства автомобилями с автоматическими системами управления, поскольку пока в них находятся водители, которые контролируют процесс и могут вмешаться в процесс управления.
«У нас сегодня пилотным проектом движутся транспортные средства по Москве, трассе Санкт-Петербург — Казань. Если говорить о беспилотном потоке, то это, наверное, можно будет сделать по выделенной, отдельной полосе», — считает Черников.
В свою очередь, представитель «Автонета» Александр Гурко отметил, что пока современные технологии не готовы для запуска смешанного движения в городском потоке с высокой интенсивностью. «Дело тут даже не в законодательстве», — уточнил Гурко.
У меня обычный автомобиль. Зачем я все это читаю?
Развитие беспилотных перевозок подтянут за собой и другие важные для обычных автомобилистов условия. Например, будет улучшаться качество дорог и появится новая инфраструктура для подзарядки для электротрснспорта, включая электрокары. Таким образом у тех, кто не задумывался о выборе элекрокара, появится повод обратить на них внимание.
Пока участники проекта обсуждают, на каких именно видах топлива будут ездить грузовики. Так, это могут быть электродвигатели в чистом виде, со сменными зарядными блоками или без них. Кроме того, перевозчики могут выбрать электрохимический мотор с водородными элементами или же электродвигатели с газогенератором. От финального решения будет зависеть организация инфраструктуры, а именно — где и какие заправки будут находиться на трассе М-11.
Второй тренд, который подтянут беспилотные разработки — создание условий для коммуникации между собой подключенных автомобилей с помощью различных каналов связи. Это повысит уровень безопасности на дорогах, потому что автомобили будут обмениваться данными друг с другом, получать информацию об опасных маневрах, инфраструктуре на пути, скорости движения других автомобилей и так далее.
Кроме того, инфраструктуру в дальнейшем можно будет использовать и для частных перевозок — например, для беспилотного такси. На первоначальном этапе это могут быть микроавтобусы, которые будут следовать по маршруте Москва-Санкт-Петербург, а в дальнейшем — пассажирские перевозки между другими городами. Развитие беспилотников, уверены в «Автонете», вообще будет стимулировать отказ от личного транспорта.