«Они продолжают жадничать». Почему трейд-ин у дилера больше неактуален
Ажиотажный спрос на новые автомобили и дефицит, вызванный нехваткой полупроводников и микрочипов, привел к взрывному росту спроса и на вторичном авторынке. Этот фактор подстегнул не только рост цен на машины с пробегом, но и серьезно изменил ситуацию на рынке услуг trade-in. Если раньше при покупке нового автомобиля сдача старой машины с пробегом дилеру предполагала дополнительные скидки на новую, то теперь подобная практика практически исчезла.
При этом многие официальные продавцы по инерции продолжают оценивать подержанные автомобили значительно ниже рыночной стоимости, а взамен предлагают лишь недорогие подарки от дилерского центра.
Мы попытались по телефону оценить автомобиль, который якобы хотим сдать в trade-in. И в качестве примера взяли пару очень востребованных моделей с наибольшей остаточной стоимостью на вторичном рынке.
За одну из таких машин мы приняли трехлетнюю Toyota Camry прошлого поколения с пробегом порядка 50 000 км и одним владельцем в ПТС, а за вторую — пятилетний Volkswagen Polo c 75 000 км на одометре и двумя владельцами.
В ходе телефонной беседы несколько официальных дилеров за пятилетний Volkswagen Polo с пробегом в 75 000 км предлагали от 430 000 до 480 000 рублей, однако для более точной оценки все же приглашали в технический центр. При том, что похожие предложения от физических лиц на онлайн-площадках по продаже машин оцениваются в 600 000 — 650 000 рублей.
А вот за трехлетнюю Camry, по предварительной оценке, готовы были дать от 1,3 до 1,5 млн рублей, хотя аналогичные предложения от частных лиц на сайтах объявлений стоят в вилке от 1,7 до 1,9 млн рублей. При этом в случае с обеими машинами большинство дилеров говорили, что «рассчитывать на существенные скидки не стоит», однако обещали подарки в виде автомобильных аксессуаров, а также дополнительные преимущества при оформлении кредита.
Впрочем, ранее такая практика занижения рыночной стоимости машин с пробегом была обычной, поскольку клиентам на новую машину предлагалась сопоставимся скидка по государственной программе или же от представительства марки.
Сейчас государственные программы поддержки оказались свернуты. Независимый эксперт и автор телеграм-канала @proTradeIn Артем Самородов отмечает, что Минпромторг в этом году не будет оказывать господдержку автомобильной промышленности и рынку.
«Деньги будут перераспределены на другие более пострадавшие от пандемии отрасли. Остается лишь маленькая вероятность возврата господдержки на автокредиты в декабре, если спрос на автомобили серьезно снизится» — прогнозирует собеседник.
Самородов также отметил, что к ноябрю текущего года, по некоторым оценкам, может произойти незначительное «охлаждение» перегретого рынка, и тогда это может повлечь хоть какое-то изменение ситуации.
«Однако не думаю, что реальные сдвиги мы увидим раньше второй половины 2022-го, поскольку большинство дилеров уже сейчас занимаются планированием и бюджетированием следующего года и, кажется, закладываются на то, что ситуация с дефицитом не сильно изменится в сравнении с текущим годом. Как с точки зрения спроса, так и с точки зрения предложения», — резюмировал независимый эксперт.
Программы поддержки сдачи машин с пробегом при покупке нового автомобиля свернули также большинство автомобильных компаний. И даже те, у которых есть собственные производства в России. Один из представителей официального дилера Renault, пожелавший остаться анонимным, в беседе с Autonews.ru отметил, что государственные программы поддержки от представительства с выгодными условиями покупки новых машин при сдаче в trade-in автомобиля с пробегом свернуты.
«На данный момент мы практически не предоставляем никаких преимуществ при покупке новой машины с трейд-ином. Небольшие скидки порядка 40-50 тыс. рублей можно получить лишь при покупке Arkana и Kaptur. Однако они не распространяются на самые востребованные модели вроде кроссовера Duster нового поколения или седана Logan», — уточнил собеседник.
Менеджер по продажам автомобилей Hyundai группы «Авилон» Даниил Королев также отметил, что программы поддержки от производителя сейчас свернуты.
«На данный момент мы предлагаем лишь дилерские скидки на покупку автомобиля в случае сдачи подержанного в зачет нового. Так, выгода на младшие модели вроде Solaris и Creta может доходить до 75 000 рублей, а на старшие кроссоверы Santa Fe и Palisade — до 120 000 и 150 000 рублей соответственно. Однако по-прежнему нет поддержки ни по государственным программам, ни от представительства», — рассказал Королев.
Впрочем, по словам независимого эксперта Артема Самородова, ситуация не столь однозначная. «Нельзя сказать, что trade-in совсем уж потерял смысл. Просто рынок разделился на продавцов двух типов. Одни продолжают жадничать, оценивая машины ниже рынка и не предоставляя каких-либо скидок на новую и, как следствие, теряют клиентов. Другие адаптировались к ситуации, и все же производят оценку, близкую к рыночной стоимости», — объяснил Самородов.
Однако такой «справедливый рыночный подход», по словам эксперта, все же присущ продавцам автомобилей премиальных марок. Они традиционно могут и предоставить неплохую скидку на машины сегментов люкс и премиум. Но такие дилеры, как правило, с неохотой принимают в трейд-ин модели из сегмента масс-маркета вроде Lada, Renault, Hyundai, Kia или Skoda.
«Есть и те, кто уходит в другую крайность и не продают наиболее востребованные и дефицитные модели из наличия, если клиенту нечего сдавать в трейд-ин», — резюмировал собеседник.