В МВД придумали, как убедить водителей проходить техосмотр. Подробности
Глава ГИБДД России Михаил Черников выступил с видеообращением, в котором объявил об отмене обязательного технического осмотра для личных автомобилей и мотоциклов. Ведомство отправило документ с такой инициативой на рассмотрение кабинета министров. Черников подробно объяснил позицию МВД и выступил с предложением снизить стоимость ОСАГО и транспортный налог для тех водителей, кто все-таки пройдет техосмотр на добровольной основе. Однако эксперты рынка и страховщики уже усомнились в реализации этой идеи.
Что МВД хочет сделать с техосмотром
МВД провело собственный анализ текущей ситуации с техосмотром, что позволило ведомству сделать вывод о неготовности системы. По словам Черникова, в ряде регионов отсутствует минимальное число пунктов техосмотра. А тарифная политика регионов по стоимости услуги «оказывает негативное влияние на ситуацию с развитием рынка данных услуг». Все это, по мнению главы ГИБДД, может привести к трудностям для автомобилистов.
Напомним, что с марта 2021 года в России действует новая система обязательного техосмотра для личных машин, согласно которой процедура проводится только в аккредитованных техцентрах, а все данные об автомобиле заносятся в электронную базу ЕАИСТО. Во время осмотра машину фотографируют, снимок также загружают в базу вместе с его GPS-координатами. Контроль сферы осуществляет МВД, а за подделку техосмотра предусмотрены большие штрафы и даже уголовное преследование.
После начала работы техосмотра по новой системе стали возникать разные трудности. Главная из них — отсутствие необходимого количества пунктов техосмотра по всей стране. Невозможность пройти техосмотр ставила под угрозу приобретение полиса ОСАГО. В связи с этим в Госдуму был внесен законопроект об отвязке техосмотра от автогражданки. Владимир Путин подписал документ 2 июля, новые нормы начнут действовать с 22 августа.
Черников также упомянул о том, что в соответствии с ПДД владелец обязан следить за техническим состоянием своей машины, проверять ее перед выездом и обеспечить исправность автомобиля в пути. А международные обязательства России, предусмотренные Венской конвенцией, предписывают обязательное прохождение техосмотра только для автобусов и грузовых автомобилей свыше 3,5 тонн, а также прицепов.
«Принимая во внимание все вышеперечисленное, МВД выступило с инициативой отменить обязательное прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов физлиц. Предложение направлено в правительство. МВД считает возможным разработать меры стимулирования автомобилистов к добровольному прохождению техосмотра», — заявил Михаил Черников.
Такими мерами, по его словам, могли бы стать понижение ставки транспортного налога, а также снижение стоимости полиса ОСАГО. В конце своего видеообращения Черников предложил заинтересованным ведомствам и организациям подготовить законодательные изменения по техосмотру.
Почему отменить техосмотр сложно
Несмотря на выступление главы ГИБДД и предстоящее рассмотрение инициативы в правительстве, эксперты считают, что для отмены техосмотра придется проделать большую работу. Такого мнения, например, придерживается глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
«Техосмотр обязателен не только в силу федерального законодательства, но и в силу Техрегламента таможенного союза, где прямо написано, что контроль за транспортными средствами осуществляется в рамках техосмотра. Соответственно, чтобы его отменить или сделать добровольным необходимо внести поправки в эту правовую конструкцию», — говорит Шапарин.
Также эксперт добавляет, что техосмотр обязателен для легкового коммерческого транспорта, автобусов и такси. Причем проходить его такие категории транспорта обязаны раз в полгода.
«Но где эти автомобили будут проходить техосмотр, никто не говорит. Частные пункты техосмотра закроются, потому что нет экономической перспективы вести такую деятельность. И проходить техосмотр будет негде. При этом причины такого предложения МВД понятны, потому что мы не справились с проведением реформы техосмотра. И все пытаются нивелировать последствия этого провала перед вышестоящим руководством», — считает эксперт.
Кроме того, Госдума уже приняла поправки, устанавливающие штраф для автомобилистов в 2 тысячи рублей за отсутствие диагностической карты. Не верит эксперт и в скидки на транспортный налог.
«Никакие скидки на транспортный налог делать никто не будет. Потому что против этого выступит Минфин, позиция которого в правительстве является доминирующей», — уверен Шапарин.
Прямым следствием отмены обязательного техосмотра, по словам эксперта, станет повышение тарифов ОСАГО, а не скидки на полис. «Страховые компании скажут, что не могут оценить риск того, в каком техническом состоянии находится автомобиль и будут вынуждены пересмотреть этот риск на максимальный и, следовательно, будут просить о пересмотре тарифов ОСАГО. Отмена техосмотра приведет к росту стоимости ОСАГО в достаточно скорой перспективе. Поэтому предложение МВД поддерживать нельзя», — пояснил глава Национального союза автомобилистов.
Скидки на транспортный налог все-таки возможны, на ОСАГО — нет
Представители страхового сообщества оказались не столь категоричны и даже поддержали идею поощрения водителей за добровольный техосмотр с помощью понижения транспортного налога. Как заявил в беседе с корреспондентом Autonews.ru заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов, в этом вопросе можно учесть международный опыт.
«В этом есть определенное разумное зерно. Тем более, что на протяжении большого количества лет владельцы легкового транспорта достаточно формально относились к прохождению техосмотра. И вокруг этого было много нарушений и ухищрений, многие пользовались продажей диагностических карт через Интернет. Прохождение процедуры на технических пунктах тоже было формальным. Чтобы убрать всю эту паутину от техосмотра, его можно сделать добровольным для личного легкового транспорта физических лиц», — заявил представитель РСА.
Поскольку все поддерживают появление на дорогах только исправных автомобиле, поступившее от МВД предложение стимуляции водителей страховщик назвал правильным.
«То, что предложило МВД, уже работает в Японии и в ряде стран Европы. Там действительно существует стимуляция прохождения техосмотра, она завязана на транспортный налог. Чем старше автомобиль, тем выше налог, если отсутствую техосмотр. Что касается стимулирования через полис ОСАГО, есть определенные сложности», — пояснил Ефремов.
По его словам, сегодня нет прямой зависимости от прохождения техосмотра и прямого страхового события. Например, водитель, который много ездит и не попадает в ДТП, не будет стимулироваться техосмотром. Да и сама ситуация с ОСАГО такова, что у страховщиков нет маржинальности.
«Те деньги, которые страховщики зарабатывают, они и выплачивают. Поэтому делать какие-то скидки в такой ситуации не совсем уместно. Нужно все подробно рассматривать. Возможно, придется поднять тарифы, с ходу это сказать сложно. Нужно проработать все предложения МВД. Но скидки на транспортный налог — железобетонное направление, которое опробовано во многих странах», — резюмировал собеседник из РСА.