Новый штраф для водителей: до 500 тыс. рублей и лишение свободы
С 9 июня 2021 года ужесточена уголовная ответственность для автомобилистов, которые ранее уже были судимы за серьезные пьяные аварии с погибшими и пострадавшими. Соответствующий закон Госдума приняла в третьем, заключительном чтении и он уже вступил в силу. [1]
Какое теперь наказание за нетрезвое вождение
До настоящего момента, если водитель повторно садился за руль пьяным в течение одного года после первого задержания (вне зависимости от того были пострадавшие или нет), ему грозила уголовная ответственность согласно ст. 264.1 УК России «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию». [2]
За это штрафовали на 200-300 тысяч рублей, либо наказывали обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо лишением свободы на срок до двух лет. Теперь же, если выяснится, что в первом ДТП по вине пьяного водителя погибли или пострадали люди, его смогут лишить свободы на срок уже до трех лет, а лимит возможного штрафа повышен до 300-500 тысяч рублей. Также предусмотрено увеличение срока дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до шести лет взамен установленного до трех лет. Такое изменение, соответственно, внесут и в ст. 264.1 УК.
Водителей ловят за нетрезвое вождение по 14 раз в год
По данным авторов закона, за 2020 год доля лиц, совершающих повторные преступления по статье 264.1 УК, составила 20%, от общего числа привлеченных к ответственности по данной статье. В 2019 году показатели были — 15%, в 2018 году — 10%. Однако в некоторых субъектах этот показатель оказался значительно выше: в Удмуртской Республике — 49%, Мурманской — 30%, Волгоградской области — 25%.
При этом судебная практика показывает, что совершение повторных преступлений по статье 264.1 УК, как правило, не влечет для виновных более строгую ответственность. Так, в Калининградской области гражданин в 2016 году совершил 14 таких преступлений и был осужден четыре раза. В Астраханской области водитель с 2016 года по 2018 год трижды привлечен к ответственности по статье 264.1 УК. А в Амурской области автомобилист в 2016 году дважды представал перед судом семи таким преступлениям. В Новгородской области судом вынесено три приговора по четырем преступлениям, которые он совершил всего лишь за пять месяцев с мая по октябрь 2017 года. На территории Белгородской области водитель в 2017 году совершил четыре преступления, за каждое из которых был осужден в мае, июне, сентябре и ноябре. На протяжении 2019 и 2020 годов омского автомобилиста дважды осуждали по шести преступлениям.
Во всех перечисленных случаях водителям назначали обязательные работы, и они спокойно опять садились за руль. А в Забайкальском крае автомобилисту, которого четыре раза за 2019 год ловили за пьянку, назначали обязательные работы либо лишение свободы условно.
В итоге некоторые водители подобные нарушения продолжают считать незначительными. И лица, злоупотребляющие алкогольными напитками, будучи уверенными, что не понесут ощутимой ответственности, вновь садятся пьяными за руль. Окружающие таких водители пешеходы и автомобилисты сталкиваются с еще большей опасностью. Так, во многих субъектах выявляют факты совершения лицами, ранее судимыми по статье 264.1 УК, более тяжких преступлений — по ч.2 и ч.6 ст. 264 УК «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», повлекших причинение тяжкого вреда здоровью людей или их смерть.
Максимальные сроки не назначали и до ужесточений
Юрист Дмитрий Дугин снижения количества пьяных аварий на дорогах не ожидает, как и значительных изменения в судебной практике. По его словам, у судов и до этого момента в распоряжении было множество вариантов жестких наказаний для опасных нетрезвых водителей. Однако максимальные сроки суды, по оценке эксперта, практически не назначают, а чаще всего применяют более мягкие меры — исправительные работы. Это водителей практически не пугает.
«Получается, что фактически только повышается планка штрафа и лишиться свободы можно будет уже не на два, а на три года, — рассуждает Дугин в беседе с Autonews.ru. — Однако при назначении наказания суды оценивают личность водителей, наличие смягчающих обстоятельств, учитывает более мягкие альтернативы, которые прописаны в законодательстве. Поэтому я не думаю, что мы заметим какой-то ощутимый эффект. Разве что в отношении самых злостных нарушителей, которые в первый раз совершили нечто крайне страшное в пьяном виде и опять сели за руль — тогда они могут получить уже три года лишения свободы».
Дугин предположил, что такой ход авторы закона придумали, чтобы лишить пьяных нарушителей возможности попасть под амнистию. Так, если наказание предусматривает максимальный срок лишения свободы от трех лет — это считается уже преступлением средней тяжести и амнистия станет для таких водителей недоступна. При этом он сомневается, что у водителей будет достаточно денег, чтобы заплатить такие штрафы.
«Чаще всего ездят пьяными люди из неблагополучных слоев, либо те, кто наплевательски относятся к закону, чувствуя свою безнаказанность. Они думают, что раз инспекторов ГИБДД вокруг нет, значит, можно ехать. Нередко у них просто нет денег, чтобы заплатить такие штрафы. Поэтому их если и будут назначать, то взыскивать придется годами», — считает Дугин.
Более эффективным способом работы с такими водителями Дугин считает увеличение сотрудников ГИБДД на дорогах и развитие системы скрытого патрулирования — инспекторы смогут наблюдать за водителями незаметно и задерживать пьяных, которые игнорируют возможность поехать на такси.
Координатор проекта «Карта убитых дорог» и депутат Госдумы Александр Васильев также считает, что ужесточение вряд ли напугает тех, кто и под угрозой лишиться свободы на два года, все равно едва получив возможность, снова выпивает и садится за руль.
«Такие люди не думают, на два года или на три. До реальных посадок доходит редко. И многое отдается на откуп судье. Повлиять на ситуацию могут только коалиция гаи, экспертов, которые могли бы привести детальный план по приведению дорог. Пока мы не снизим штрафной порог за превышение скорости +20 км/час на дорогах мало что поменяется», — сказал Васильев.
Когда заработает конфискация автомобилей за пьянку
Многие эксперты и депутаты считают более эффективным инструментом введение конфискации автомобиля за нетрезвое вождение до уплаты административного штрафа. Такие инициативы регулярно предлагают депутаты и даже вносят схожие проекты в Госдуму, но до каких-либо решений до сих пор не принято.
Требование о том, чтобы у нетрезвых водителей машины забирали в залог в качестве гарантии уплаты штрафа, в Госдуме надеялись прописать на законодательном уровне раньше, чем примут новый КоАП. Такой законопроект прошел первое слушание в Госдуме еще в 2016 году, а в конце 2019 года его обновили и доработали. Однако ситуация с коронавирусом все изменила. Поэтому, скорее всего, новую норму придется рассматривать уже в контексте всех предложений в проект КоАП.
«Суть закона в том, что сейчас впервые лишенные прав за нетрезвое вождение автомобилисты должны платить штраф 30 тыс. руб. согласно ст. 12.8 КоАП. Но добровольно платят штрафы только 30% из наказанных водителей. Получается, что люди отделываются легким испугом. Но ведь именно штраф призван стимулировать водителей соблюдать ПДД. А если автомобилист из собственного кармана ничего не заплатит, это только простимулирует его сесть за руль пьяным повторно», — объяснял Autonews.ru депутат от партии «Единая Россия» Вячеслав Лысаков.
Летом 2021 года в партии ЛДПР также рассказали, что разработали проект о конфискации личных автомобилей у злостных нарушителей ПДД и планируют в ближайшее время внести на рассмотрение в Госдуму.