«Это полный бардак». Системе техосмотра предсказали новый коллапс
Министерство транспорта подготовило пакет изменений в правила проведения техосмотра, причем некоторые новшества вступят в силу уже в течение ближайшего месяца. Autonews.ru пообщался с экспертами и выяснил, как новая система техосмотра, которая начала работать в марте, уже изменила жизнь автомобилистов и что правительство хочет еще поменять до 1 октября.
В этом материале:
Пунктов становится меньше
После того премьер-министр Михаил Мишустин ввел отсрочку на прохождение техосмотра для водителей, чьи диагностические карты заканчиваются после 1 февраля, многие эксперты заговорили об отсрочке всей реформы техосмотра. Но этого не произошло: с марта 2021 года новые правила техосмотра все-таки вступили в силу.
Одной из главных проблем, которая была озвучена автомобильными общественными организациями, была серьезная нехватка пунктов прохождения техосмотра. В феврале, по данным РСА, аккредитацию на оказание услуги прошли всего 5,5 тысячи сервисных центров. Страховщики надеялись, что с каждым месяцев будет открываться все больше пунктов, однако произошел обратный эффект.
«На сегодняшний день официально примерно 4700 пунктов техосмотра передают информацию по диагностическим картам в систему ЕАИСТО. В среднем в месяц аккредитацию получают 15-20 организаций. получают аккредитацию. А один пункт в сутки пропускает 32 автомобиля», — объяснил Autonews.ru заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.
Представитель страхового сообщества соглашается с тем, что на всю страну должно быть гораздо больше сервисов техосмотра, однако сегодня сделать с этим ничего нельзя. Бизнес отказывается открывать пункты, и на это есть несколько причин. Самые главные из них озвучил глава Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
«Правила и требования к пунктам техосмотра, которые нужно было бы упростить, чтобы привлечь инвесторов и бизнес, мешают открытию новых пунктов. Минтранс должен был этот вопрос проработать, но пока не сделано ничего. Частным бизнесменам нужны гарантии. Сегодня правила одни, завтра другие, потом третьи. Нужна определенность, потому что мы не знаем, будет ли этот бизнес работать завтра. От государства нужно отсутствие препятствий по входу на рынок и определенность правил игры на несколько лет вперед», — уверен Шапарин.
Повышение цены и проверки ГИБДД
Кроме гарантий на годы вперед предприниматели хотят окупить свои инвестиции, и установленная законом стоимость техосмотра этому совсем не способствует. Эксперты и чиновники уже согласились, что цена проведения техосмотра сегодня слишком низкая.
«Основная проблема — стоимость проведения техосмотра. В среднем если взять центральные области, то это сумма около 500 рублей. В Москве — 720 рублей, в Питере — 830 рублей. Но этого недостаточно, чтобы содержать пункт техосмотра и платить экспертам зарплаты. А еще есть ограничения по количеству машин в сутки. Сегодня правительство озабочено этой проблемой, потому что пока бизнесу невыгодно приходить в систему техосмотра», — объясняет представитель РСА Сергей Ефремов.
При этом ГИБДД уже взялась за штрафы для нарушителей. Напомним, что контролировать систему техосмотра поручили именно правоохранителям. Для физических и юридических лиц предусмотрены штрафы от 5 до 300 тысяч рублей. Кроме того, компании, которые выдают диагностические карты без аккредитации, могут попасть под статью уголовного кодекса о незаконном предпринимательстве.
«ГИБДД выписывает штрафы, к ним претензий нет. Но если ГИБДД возьмется за процесс со всей революционной прямотой, то мы потеряем и те пункты, которые есть. Потому что люди не готовы проходить техосмотр, они хотят покупать его как раньше. И никого не беспокоит, что это подделка документов», — рассказывает Антон Шапарин.
Фотошоп и коррупция
По данным главы Национального автомобильного союза, многие действующие пункты техосмотра промышляют фотошопом. Сегодня для оформления электронной диагностической карты нужно сделать снимок машины на стенде с точными GPS-координатами, которые должны совпадать с местом расположения пункта осмотра.
«Очень много фотошопа. Местами на фото просто летающие машины. Еще очень многие региональные пункты проводят больше осмотров московских машин, чем своих. А это значит, что они работают налево. Сейчас на пунктах техосмотра пустовато. Машин, которые реально пройдут техосмотр, не так-то много. И на пунктах процветает коррупция, особенно в ЮФО. Техники озвучивают косяки, и у них даже есть свой прейскурант, что сколько стоит», — говорит Антон Шапарин.
Больше всего сложностей сейчас испытывают автомобилисты Дальнего Востока, возраст машин которых часто превышает три десятка лет. Проблема заключается в том, что техрегламент не распространяется на автомобили старше 30 лет.
«К нам на горячую линию звонят сотни людей в неделю. К водителям массово придираются по внесению изменений в конструкцию. Люди говорят, что машине больше 30 лет, и они даже не знают, какой она была. Но им массово ставят отрицательный отзыв и таким образом нарушают их права. Можно жаловаться в ГИБДД. Но ведомство более охотно смотрит на подделку фотографий и штрафы для юрлиц по 300 тысяч, а с мелочами возиться им не хочется», — считает автоэксперт.
Заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов убежден, что если потребитель встречается с коррупцией, надо обязательно жаловаться в прокуратуру или в ГИБДД.
«Встречаются истории, когда эксперты отказывают в техосмотре из-за защитной пленки на фаре, потому что такие правила регламента — пленку надо снимать. Но как они уже там договорятся, неизвестно. Эксперты, конечно, не должны придираться. У ГИБДД есть право делать контрольные закупки. Чем больше они будут это делать, тем больше нечестных экспертов будет выявлено и наказано», — объясняет Ефремов.
Правила техосмотра поменяют до 1 октября
По мнению страховщиков, люди должны обращаться в органы, чтобы пресекать коррупцию. Однако зачастую этого не происходит, потому что граждане приезжают на осмотр на автомобили заранее зная, что он не пройдет техосмотр и соглашаются заплатить.
«Правительство должно где-то упростить техосмотр, поменять требования к автомобилям, облегчить их, убрать то, что не влияет на безопасность дорожного движения, чтобы исключить коррупционную составляющую», — считает Сергей Ефремов.
Чтобы исключить различные махинации с фотошопом, Минтранс уже подготовил и новые требования к процедуре. Например, необходимо будет сделать фотографию эксперта на фоне автомобиля и его госномера. По словам страхового эксперта, подделать такой снимок очень сложно. И если кто-то решится на это, то такая накладка будет видна, а это уже попадает под статью о подделке документов, которая предусматривает уголовное наказание.
«До 1 октября планируется все эти новые правила ввести и довести техосмотр до ума. Разрабатываются также более лояльные требования к технической базе. Очередей по осени быть не должно благодаря отсрочке на шесть месяцев. У тех водителей, чьи диагностические карты заканчиваются в период с 1 февраля по 1 октября 2021 года, есть отсрочка на полгода с даты окончания», — поясняет Ефремов.
Глава НАС высказывает противоположное мнение и считает, что полноценно система техосмотра не сможет запуститься в октябре: «Это полный бардак. В октябре мы придем к тому, что новых пунктов нет и нужно что-то придумывать с пролонгированием отсрочки. Но отмены техосмотра точно не будет. Это невозможно в силу Женевской конвенции, а также Техрегламента таможенного союза».