Глава Mercedes-Benz в России: «Будем действовать как бренд класса люкс»
— В последние годы модельный ряд Mercedes не просто расширяется, а в буквальном смысле разделяется на несколько направлений, включая полностью электрические модели. Как в дальнейшем будет меняться марка и что предполагает новая стратегия развития?
— Да, действительно, мы недавно начали пересматривать в значительной степени нашу стратегию дальнейшего развития. Если говорить о сроках ее реализации, то на выполнение этих глобальных задач у нас заложено два достаточно длительных временных отрезка. Первый из них рассчитан до 2030 года, а второй — до 2039-го. На текущем этапе мы для себя определили шесть основных столпов новой стратегии.
Первый и, пожалуй, основной — это думать и действовать как бренд класса люкс.
Второй — это развитие суббрендов Maybach, AMG, EQ и G-Класс. Почему мы решили их развивать в отельные семейства? Причина тривиальна: сегмент автомобилей класса люкс, где каждый из этих суббрендов представляет свое направление, растет и развивается значительно более высокими темпами, чем какой-либо другой в авторынке. И мы прогнозируем, что в ближайшие 10 лет он будет расти в три или даже в четыре раза интенсивнее, чем весь автомобильный рынок в целом.
Ну и третье, на чем мы хотим сфокусироваться, — это специализированное программное обеспечение для автомобилей. Хотим занимать лидирующую позицию в теме электрической мобильности, а также в разработке программного обеспечения для различных систем автомобилей. Потому что в машины интегрируется все больше электроники и водительских ассистентов, для которых требуется продвинутый «софт». И очень важно иметь это направление в приоритете и создавать специальное программное обеспечения. Причем я хочу заметить, что наши разработки будут использоваться исключительно в наших машинах, и мы не собираемся предлагать их как готовые решения для других участников рынка
— Как эта новая стратегия будет осуществляться на российском рынке с учетом специфики нашей страны вроде непростых климатических условий и огромной территории?
— Отвечая на этот вопрос, необходимо вернуться к основным пунктам нашей глобальной стратегии. Первая и основная задача — это позиционирование марки, как бренда класса люкс. И Россия — одна из наиболее подходящих стран для товаров и продуктов этой категории.
Мы уже сейчас занимаем лидирующие позиции в сегментах рынка, где представлены наши AMG-модели, автомобили суббренда Maybach и G-Сlass. Так что рамках нашей стратегии подобное позиционирование станет естественным развитием нашей марки на российском рынке.
Если же говорить о других специфических аспектах, в частности, о масштабах страны, то мы возлагаем большие надежды на цифровые технологии и современные инструменты продаж.
Например, что касается клиентского опыта, то в люкс-сегменте это всегда будет выбор клиента, каким путем знакомиться с продуктом. Будь то физический контакт с автомобилем или онлайн-ознакомление. В любом случае, на всех этапах — от начальной стадии выбора автомобиля до непосредственной сделки по покупке — мы будем сопровождать его высочайшим сервисом. Потому что практически все инструменты для этого у нас уже есть или появятся в ближайшем будущем.
— А если говорить о текущем состоянии российского автомобильного рынка, то какие у вас ожидания по этому году? Может ли он вновь вернуться к росту, а продажи Mercedes, например, достигнут уровня допандемийного 2019 года?
— Вы наверняка знаете, что мы, как и все автопроизводители, присутствующие на российском рынке, объединены в ассоциацию европейского бизнеса AEB. И внутри этой ассоциации совместно с другими участниками все время обсуждаем этот вопрос и даже составляем какой-то общий прогноз на грядущие периоды. И вот сейчас общий прогноз AEB по росту всего российского авторынка по отношению к 2020 году составляет порядка 2,3-2,5%. И я убежден, что премиум-сегмент и сегмент автомобилей класса люкс продемонстрирует еще более динамичный рост.
Наши ожидания на данный момент состоят в том, что мы достигнем показателей 2019 года и, возможно, даже немного превзойдем его. Тем более, что наши оптимистичные ожидания на этот год пока что подтверждаются достаточно успешным стартом 2021-го. Первый квартал мы закрыли с 10-процентным ростом продаж по отношению к прошлому году. И это притом, что первый квартал 2020-го был сильным, ведь локдаун в России начался лишь в апреле.
— Вы только что в рамках ПМЭФ представили не только новую стратегию развития марки, но и первый электромобиль Mercedes для России — седан EQS. Однако среди прочих премиальных производителей вы одними из последних приходите в Россию с электрической линейкой автомобилей. С чем связана такая задержка?
— Изначально мы планировали сделать это раньше. Два года назад мы собирались представлять на российском рынке среднеразмерный кроссовер EQC, который на тот момент был первым и еще единственным полностью электрическим Mercedes. Но затем мы отказались от этого плана в первую очередь ввиду ожидания выхода EQS.
И, опять же, мы постоянно анализировали, какая из моделей лучше всего подойдет авторынку на текущем этапе. Стало понятно, что именно EQS, как флагман электрической линейки, наилучшим образом соответствует российскому рынку. Ведь эта машина класса люкс, которая демонстрирует новый уровень наших технологий. И именно такой автомобиль должен быть первым электромобилем Mercedes на российском рынке.
Мы наблюдали за тем, как на различных других рынках поддержка государства развитие инфраструктуры для электромобилей способствовали огромному спросу, например, в Норвегии или в Китае. А в России на тот момент подобной поддержки было недостаточно.
В рамках AEB совместно с Министерством промышленности и торговли пытались лоббировать на государственном уровне поддержку электрического транспорта и развитие инфраструктуры для того, чтобы стимулировать спрос по примеру других рынков. В каком-то смысле и по этой причине отложили выход на рынок нашего электромобиля.
— Министерство промышленности и торговли РФ сейчас готовит новую программу для стимулирования развития «зеленого транспорта» в России. Обращаются ли за консультациями к иностранным производителям правительственные структуры при работе над этим документом? С какими инициативами вы бы выступили при составлении такого документа?
— Да, конечно, мы знаем об этом. И более того, видим по опыту многих других стран, что на текущем этапе для создания и поддержки спроса на электромобили помощь государства крайне необходима. И как раз в рамках AEB мы находимся в постоянном контакте с Министерством промышленности и торговли. Наши рекомендации, безусловно, принимают во внимание. Для дальнейшего развития электрического транспорта и стимулирования спроса на электромобили можно определить три важнейших направления действий.
Первое — это продление срока отмены действующих таможенные пошлин на электрические автомобили. Второе — это более интенсивная поддержка создания инфраструктуры зарядных станций. И третья не менее важная составляющая — это как раз преференции для клиентов при покупке электромобиля. В России такая поддержка пока не оказывается. Но на примере той же Германии мы видим, что подобные меры очень действенны. Потому что там даже при покупке электромобиля с пробегом люди получают поддержу со стороны государства. Более того, покупатели электромобилей также получают около 900 евро при установке домашних зарядных устройств, что составляет примерно 90% от цены самого устройства.
— Любой разговор об электромобилях не обходится без упоминания Илона Маска. И на днях он заявил, что рассматривает возможность прихода Tesla на рынки стран ЕАЭС и даже строительство завода на территории России или Казахстана. Есть ли хоть какая-то вероятность локализации электрических моделей Mercedes в Подмосковье?
— Такая вероятность не исключается. Но решение о производстве всегда зависит от спроса. Поэтому мы должны в первую очередь посмотреть на спрос. Если спрос будет достаточным для того, чтобы организовать производство здесь, то мы, безусловно, будем рассматривать такую возможность.
Ну и опять же, нельзя забывать про поддержку со стороны государства. Если Министерство промышленности и торговли будет заинтересовано в приходе этих технологий на рынок, и у производителей электромобилей будут определенные преференции, то это станет хорошим стимулом для появления таких производств.
— В таком случае может ли быть увеличена производственная мощность завода за счет локализации новых моделей с традиционными ДВС?
— Знаете, здесь точно такая же ситуация, как и с электромобилями. Развитие производства и увеличение мощностей зависит от спроса. Если в дальнейшем спрос на наши машины будет расти, то мы будем наращивать производственную мощность, в том числе и за счет расширения модельного ряда. Но надо отметить, что, помимо этого, даже смена поколений машин на производстве — это всегда решение, связанное с большими инвестициями. И два таких важных решения мы уже приняли. Уже налажен выпуск обновленного E-Класса и уже готовимся к производству нового GLC. Сам объем производства у нас тоже растет. По итогам апреля текущего года примерно треть наших продаж составляют модели локального производства.