Оригинал или что-то подешевле? Какими запчастями ремонтировать автомобиль
При ремонте и плановой замене деталей автомобиля владельцам регулярно приходится делать выбор, какие запчасти использовать. Неофициальные сервисные центры стараются привлечь клиентов более низкими ценами на сервис и ремонт — это объясняется выбором деталей. Вместо оригинальных запчастей от производителя водителям предлагают «серые» подделки, которые, якобы, ничем не уступают фирменным.
Но не все так просто: такая деталь может оказаться попросту некачественной. Бывают ситуации и еще хуже, когда на СТО выдают подделки за оригиналы и клиенту выставляют максимальный счет. Исследование технологической компании BrandMonitor показало, что больше половины автовладельцев не смогут отличить оригинал от дешевой подделки или контрафакта. Разбираемся, как же выбрать качественные автозапчасти.
Подделка, контрафакт, аналог: какая между ними разница?
На рынке существует множество альтернатив оригинальным запчастям для автомобиля. Важно уметь различать оригинал, запрещенную законодательством подделку и альтернативу — любые неоригинальные запчасти за исключением контрафакта.
Самый опасный вариант — это подделка. Схема здесь такова: детали изготавливают на подпольной фабрике, а потом выдают покупателям, в том числе дистрибьюторам, за оригинальные от автопроизводителей. Классический пример пришел из Смоленска — в конце марта полицейские пресекли работу цеха по производству поддельных запчастей. Там собирали механизмы замков для дверей, замки топливного бака, стеклоподъемники, бензонасосы и другие комплектующие — таких запчастей изъяли более 10 тыс. единиц. Кроме того, нашлись и маркировочные ленты, упаковочные листы, коробки с логотипами крупных отечественных производителей автокомплектующих. За подобный нелегальный бизнес предусмотрена ответственность по ч.2 ст. 14.10 КоАП «Незаконное использование товарного знака».
Когда такие запчасти отправляют на реализацию, до финального продавца они обычно доходят через нескольких посредников.
«Ценовой фактор в таком случае нельзя назвать определяющим, особенно при покупке в интернете и на маркетплейсах, — объяснил в беседе с Autonews.ru один из основателей профильного ресурса «Контрафакта.Net», а ныне независимый эксперт в области, Валерий Антошин. — Дело в том, что продавцы стараются не привлекать внимание заниженной ценой. А зачастую конечные звенья такой цепи еще и не разбираются в специфике. Часто такие продавцы закупают товар через серию посредников и просто не имеют возможности проверить легальность происхождения».
В свою очередь, как добавил представитель одного из автопроизводителей, контрафакт поставляется с минимальной наценкой на каждом этапе офлайн-продаж. «Зачастую продавцы бывают в курсе того, какой продукт продают, предлагая «то же самое, но подешевле». В онлайн-продажах сложнее отличить оригинал от подделки», — считает участник отрасли.
Несмотря на такие риски, спрос на покупки через интернет растут. Как посчитали эксперты BrandMonitor, до пандемии только 19% автозапчастей в России покупали в онлайн режиме. К декабрю 2020 этот показатель вырос до 26%.
Второй вариант, по словам представителя экспертной лаборатории «Контрафакта.Net» — это контрафактные запчасти, то есть ввезенные в страну незаконным способом. Нарушение закона при ввозе таких запчастей далеко не всегда может означать, что деталь некачественная. Разница только в наличии экономического правонарушения — например, уклонения от пошлин и налогов со стороны продавцов деталей.
«Мы уже разделили в головах у производителей и судебной власти понятие контрафакта и подделки. Контрафакт — это более широкая история, которая говорит именно про интеллектуальную собственность и механизмы проникновения этих запчастей на рынок. Контрафакт — это то, что ввезли без разрешения правообладателя. Это не означает, что деталь поддельная. Она может быть изготовлена на том же заводе, где и все остальные, но каким-то образом вывезена из страны и продана без одобрения изготовителя», — объяснил сотрудник экспертной лаборатории «Контрафакта.Net» Михаил Левин.
В свою очередь представители ряда автокомпаний «серый» провоз через границу называют контрабандой. А под понятие контрафакта относят незаконную продажу и использование чужих товарных знаков, визуальных изображений и символов, имитацию продукта, как правило, более известных брендов.
Легальным вариантом замены оригинальных запчастей от автопроизводителей считается только покупка деталей от поставщиков мирового уровня.
«Аналоговые запасные части тоже могут быть фирменными. Например, от компании Bosh, — уточнил в беседе с Autonews.ru представитель дилерского центра.
Экономия на детали может стоить дороже расходов на оригинал
По оценкам BrandMonitor, доля некачественного контрафакта на российском рынке составляет 2,4%. В «Контрафакта.Net» считают, что подделок не более 1%. Но и эти цифры вызывают опасения — ведь от качества запчастей в автомобиле зависит его безопасность.
Как рассказывают участники рынка, недобросовестные поставщики научились подделывать практически все популярные запчасти: автосервисы покупают их на 25%-40% дешевле по сравнению с оригиналом. При этом продают далеко не всегда дешевле. Но даже если найти более доступный вариант и осознанно сэкономить на обслуживании, без проверки запчастей такое решение может привести к дополнительным тратам на ремонт автомобиля и снижению ресурса его службы. А если автомобиль используется для ведения бизнеса, потери могут оказаться еще выше, ведь рабочий процесс будет нарушен, и компания понесет убытки. Например, если из-за поломки автомобиль не выйдет на маршрут и не доставит товары, за неисполнение обязательств перед партнерами придется платить неустойку.
«При переоборудовании автомобилей самое популярное направление для подделки — это газобаллонное оборудование, — рассказал Autonews.ru генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко. — Водитель приезжает на установку, платит как за качественное оборудование, а ему вместо итальянского или российского оснащения ставят тоненькие китайские баллоны, которые не только подделали, но и ввезли незаконным путем. Коррозия съедает их буквально за несколько лет. А газовый баллон — штука опасная. С этой проблемой я сталкиваюсь регулярно».
Есть и много других примеров, когда изготовленные с нарушением технологий подделки и некачественный контрафакт могут нанести серьезный вред автомобилю и даже его владельцу.
«Если, например, на машину поставят поддельные тормозные колодки, они могут «сгрызть» тормозной диск. Тогда можно попасть еще и на замену дисков, — объяснил Пархоменко. — Бывают случаи, когда вместо оригинала в подвеску устанавливают китайские шаровые опоры. Они могут ломаться прямо в движении. Тогда колесо может вывернуться любым образом, и есть риск попасть в аварию. Такие случаи не редкость, и негласно в автомобильной среде есть мнение, что китайские шаровые опоры ставить нельзя, нужен только оригинал».
По словам представителей отрасли, оригинальные запчасти, начиная от тормозных колодок и заканчивая шрусами, могут пройти и 100 тыс. км, а вот сделанная из более мягкой стали подделка изнашивается гораздо быстрее. В таком случае владельцу придется нести дополнительные расходы на замену деталей и на оплату самих работ.
«Кроме того, если автомобиль гарантийный, а при сервисе были использованы неоригинальные запчасти, машину снимут с гарантии», — предупредил Пархоменко.
Эксперт Валерий Антошин в свою очередь добавил, что «серые» запчасти изготавливаются без соблюдения технологических норм, из низкопробных материалов, чаще всего с грубейшими нарушениями технологий и конструктивных особенностей деталей.
«Самые безболезненные нарушения технологий, например, в воздушных фильтрах, чреваты крайне низким сроком службы. В то же время нарушение конструктивных особенностей изготовления масляных фильтров, когда потребитель не имеет возможности посмотреть, как выполнена деталь изнутри, запросто могут привести к дорогостоящему ремонту уже всего силового агрегата», — предупредил Антошин.
Как технологии позволяют отличить оригинал от подделки
Обычным автомобилистам разобраться в происхождении детали и ее качестве сложно. Чтобы избежать возможных проблем, эксперты советуют внимательно изучать маркировку деталей.
«Подделку можно отличить по наличию маркировки, которую наносит завод-изготовитель оригинальной запчасти, — рассказал Пархоменко. — На подделке маркировка в лучшем случае будет нанесена кустарным способом, и это легко увидеть. Но если заказчик не отслеживает весь процесс установки деталей, он даже может не знать, что же ему поставили. А поддельная деталь может не только снизить ресурс службы автомобиля, но и сделать его работу небезопасной».
В свою очередь Антошин посоветовал водителям по возможности избегать приобретения запчастей на рынках или по слишком привлекательным ценам. Он привел примеры, когда разница очень заметна: так, оригинальный салонный фильтр Hyundai стоит около 1 тыс. рублей, а в интернете деталь можно найти за 200 рублей. Воздушный фильтр Toyota стоит 2800 рублей, а в интернете или на рынке есть варианты за 1800 рублей. Оригинальные свечи зажигания General Motors продают от 550 рублей, но на рынке можно отыскать и за 350 рублей.
«Хотя контрафактчики уже давно не стесняются и продают поддельные детали по вполне официальным ценам. Стоит обращать внимание на качество детали — аккуратность и точность маркировки. Контрафакт славится размытостью маркировок, кривой печатью. Также лучше отдавать предпочтение маркам, которые снабжают свои детали дополнительными методами защиты, такими как одноразовые коды проверки на официальном сайте», — объяснил Антошин.
Программы для проверки подлинности запчастей есть у большинства ведущих представленных в России производителей, в том числе и у отечественных. Например, в компании «ГАЗ», чтобы обезопасить клиентов от приобретения контрафактной продукции, на упаковку всех деталей приклеивают специальный стикер для защиты от первого вскрытия.
На самом стикере находится QR-код, который нужно просканировать, что приведет к автоматическому переходу на сайт azgaz.ru в раздел «Проверка подлинности». На этой же наклейке под серым напылением спрятан уникальный код. Стикер можно стереть при помощи монетки и ввести номер в открывшемся разделе. Также можно просто позвонить на круглосуточную горячую линию «Группы ГАЗ», продиктовать код и убедиться в подлинности детали.
Чтобы быть уверенным в качестве деталей, сами производители предлагают заказывать их прямо на сайте, а недостающие позиции доставляют под заказ. Таким образом автомобилисты одновременно сохраняют гарантию на машину и не ухудшают ее технические характеристики некачественной работой контрафактных запчастей. Кроме того, нередко производители предлагают систему скидок — такая, например, также есть в магазинах «ГАЗ».
Что делают для защиты от импорта контрафакта
Чаще всего поддельные детали приходят в Россию из Китая, говорят эксперты. Однако в последнее время все больше таких производств организовывают в России. Очень распространена схема, когда сами контрафактные запчасти приходят отдельно, а упаковку печатают в России. В свою очередь представитель экспертной лаборатории «Контрафакта.Net» Михаил Левин уверен, что копирование запчастей популярных брендов набирает обороты.
«Денег у людей становится меньше, оригинальные запчасти дорожают, и появляется спрос на что-то дешевле. Бороться с таким подпольным сегментом трудно: партии у них небольшие, огромных складов у них нет, названия и локации они меняют быстро. По аналогии с «серыми» автосалонами — в одном месте точка закрылась, появилась в другом под другим названием», — рассказал Левин.
Левин убежден: основная ответственность при проверке запчастей лежит именно на СТО. «Вряд ли все автовладельцы захотят досконально разбираться в происхождении детали. Им важно отремонтировать машину. И поэтому эту проверку должны делать сами СТО и магазины по продаже запчастей. Они как раз могут пользоваться специализированными сервисами, рекомендациям производителей. Конечно, если есть деньги, лучше идти сразу к дилеру, но и у профессиональных СТО нет никакого желания ставить запчасти, из-за которых автомобилист попадет в ДТП. Культура профессиональных игроков должна расти», — подытожил участник отрасли.
По данным Федеральной таможенной службы, за 11 месяцев 2020 года 7% всех административных дел связано с контрафактными автозапчастями и автоаксессуарами. Это третье место после импорта поддельных одежды, обуви и детских игрушек.
В качестве одного из вариантов решения проблемы Росстандарт предложили при разработке проекта нового КоАП установить оборотные штрафы для компаний, которые продают контрафакт. Ряд экспертов в свою очередь считают нужным ввести дополнительную маркировку по аналогии с автомобильными шинами. Однако пока в Минпромторге не рассматривают такой шаг: там полагают, что пока собственные программы борьбы с подделками от автопроизводителей помогают справляться с решением проблемы.