Камера оштрафовала водителя за разметку, которой не было. Фото
Российские водители часто сталкиваются со спорными штрафами с камер. Так произошло и с автомобилистом из Подмосковья, который двигался по ЦКАД утром 9 мая. Мужчина остановил машину на красный сигнал светофора, рядом с которым стоял знак 6.16 «Стоп-линия». Разметка самой стоп-линии на дороге практически отсутствовала, поэтому водитель ее не увидел и пересек всеми четырьмя колесами.
После получения «письма счастья» автомобилист решил его обжаловать. По мнению водителя, отсутствующая разметка может стать причиной отмены штрафа в 800 рублей. Autonews.ru разобрался в ситуации вместе с юристом.
Разметка или знак
После того, как оштрафованный водитель разместил постановление о вменяемом ему нарушении в автомобильном сообществе «Синие ведерки», среди комментаторов возникли ожесточенные споры — одни утверждали, что знак стоит не в том месте, другие уверяли, что если есть знак, то он важнее разметки и следовать нужно его указаниям, даже если стоп-линия стерта. Пост о штрафе за стертую стоп-линию в итоге набрал более 500 комментариев.
Большая часть комментаторов ссылалась на статью 12.12 КоАП, во второй части которой сказано, что «невыполнение требования Правил дорожного движения об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика — влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей».
Однако нашлись и те, кто указывал автору на ГОСТ к разметке. «На данном участке дороги стоп-линия отсутствует, и в соответствии с требованиями п.6.13 ПДД РФ он остановился перед пересекаемой проезжей частью на запрещающий сигнал светофора. Наличие знака 6.16 на данном участке дороги не соответствует разметке. Сам по себе знак 6.16 ничего не запрещает и не предписывает», — написала одна из участниц дискуссии.
Что говорит юрист
Для разъяснения ситуации мы обратились к автомобильному юристу Михаилу Никитину. Оказалось, что с похожими вопросами к нему уже приходили активисты из экспертного центра Probok.net, который активно выступает против установки знаков «стоп-линия» по всему городу.
«Я исхожу из того, что знаки устанавливали из тех соображений, чтобы в случае, когда горизонтальная дорожная разметка п. 1.12 Прил. № 2 к ПДД (стоп-линия) стирается или становится неразличима при неблагоприятных погодных условий или ненадлежащем состоянии проезжей части — место остановки определяется как раз по границе дорожного знака п. 6.16 («Стоп-линия»). И камеры фотофиксации, запрограммированные на съемку нарушения ПДД, ориентируются именно на разметку, а не на знак», — объяснил юрист.
По словам Никитина, если бы знак 6.16 на месте остановки автомобиля отсутствовал, то тогда ненадлежащее состояние разметки должно трактоваться в пользу автомобилистов. То есть шансы на оспаривание штрафа были бы реальными. Возможно, и штрафа бы тогда вовсе не было, потому инспектор, увидев снимок такой разметки с камеры, должен был бы его отбраковать. Но наличие знака «Стоп-линия» указывает автомобилисту на то, что эта линия есть, даже если она стерлась и ее плохо видно. Поэтому шансов на обжалование такого постановления через суд у водителя мало.
Кто и зачем хочет убрать знаки
По мнению автоюриста Михаила Никитина, знак 6.16 «Стоп-линия» убирать не стоит, потому что разметка самой стоп-линии часто стирается. Однако руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский как раз высказывался на тему переноса знаков с отдельных столбов на дорожные опоры для улучшения визуального восприятия городских улиц. Был затронут и вопрос маленьких знаков «Стоп» на белом фоне.
«Эти знаки в большом количестве установлены по всему городу, но не имеют никакого функционала и загораживают много важной инфраструктуры — стрелки светофоров и другие важные обозначения. Но самый парадокс в том, что они не обязательны для установки. В ГОСТе прописано, что они могут быть установлены, а могут и не устанавливаться», — считает Шумский.
По его словам, в Москве эти знаки не имеют смысла, потому что везде есть дорожная разметка. Кроме того, достаточно прописать в правилах обязательную остановку в нескольких метрах от светофора, вместо того чтобы ставить по всему городу множество таких знаков.
«Они не выполняют никакой функции. Мы писали в ЦОДД с просьбой их убрать, потому что, по сути, они не обязательны. Но пока они стоят», — уточнил Александр Шумский.
Однако именно наличие этого знака позволило инспектору оштрафовать автомобилиста из Подмосковья на светофоре на ЦКАД. Если бы знака в том месте не оказалось, водитель мог бы запросто отменить постановление о наказании на 800 рублей, ссылаясь на ГОСТ по дорожной разметке.