Отмена нештрафуемых +20 км/ч: власти объяснили, почему это нужно сделать
В начале мая департамент транспорта Москвы неожиданно заявил о том, что жители города предлагают мэрии изменить скоростной режим. На узких улицах в центре скорость хотят понизить, а на бессветофорных или внегородских магистралях скоростной лимит предлагают повысить. Ранее ЦОДД объявил сбор предложений по изменению скоростных режимов на дорогах Москвы. Дептранс обещает совместно с ГИБДД и МАДИ рассмотреть и проанализировать все поступившие идеи.
«Понятная система скоростей упростит ориентирование на дороге, а значит станет меньше «невнимательных» штрафов превышения на 20-40 км/ч. Кроме того, движение станет местами быстрее и комфортнее. В Европе базовый режим 50 км/ч, еще ниже — вблизи детских садов и школ. На магистральных дорогах — 70-80 км/ч, на скоростных автострадах — 90-110 км/ч. При этом во многих развитых мировых мегаполисах, где население больше 10 млн, нет такого нештрафуемого лимита в +20 км/ч, как у нас, там + 3-5 км/ч», — сообщает ведомство в своем Telegram-канале.
В первые дни горожане прислали в Дептранс 169 своих предложений. И самой популярной оказалась идея снизить базовый порог максимальной скорости в Москве с 60 до 40 км/ч. Речь идет о внутрирайонных улицах в центре, а также местах, где рядом находятся школы, детские сады и много пешеходов.
Другое популярное предложение — повысить скорости на крупных магистралях. В первую очередь речь идет о Северо-Восточной и Северо-Западной хордах. По данным Дептранса, жители также просят пересмотреть скорости не только на отдельных улицах, но и в городе в целом. Например, поступило предложение разделить Москву на разные скоростные зоны, где максимальная скорость будет снижаться в зависимости от близости к центру. Также в ведомство поступают предложения и по отмене нештрафуемого порога скорости в +20 км/ч.
Правительство Москвы давно лоббирует отмену нештрафуемого порога. Последний раз споры на эту тему были в декабре 2020 года. Тогда точку поставил министр МВД Владимир Колокольцев, заявив, что в новом КоАП, подготовка которого сейчас идет полным ходом, повышения существующих штрафов и отмены +20 км/ч не предусмотрено.
Однако власти Москвы не оставили идею и снова вышли в правительство с предложением отмены нештрафуемого лимита. По данным «Коммерсанта», правительственная комиссия по безопасности движения уже поручила МВД и Минтрансу представить в течение трех месяцев «согласованную позицию» по введению нового штрафа. Наказывать водителей хотят за превышение скорости на 10-20 км/ч в черте города.
Общественные организации автомобилистов давно выступают с критикой идеи об отмене нештрафуемого лимита. Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов даже называет порог +20 км/ч защитным интервалом.
«Скоростной режим в России занижен. Особенно он занижен на дорогах первой технической категории, где проектная скорость движения составляет 150 км/ч. В России разные дороги. Есть дороги, по которым страшно ехать больше 40, но разрешено там 90 км/ч. И наоборот, возьмем трассу «Таврида», прекрасный автобан, на котором разрешено 90 км/ч и висит куча камер. На разбитой дороге, как вы сами понимаете, никаких камер нет и не будет. Равно как и не будет камер в тихом городском переулке, где никто не едет выше 30, несмотря на разрешенную скорость 60 км/ч. Зато на вылетной магистрали, где разрешены те же 60 км/ч, но дорога совсем другого качества, камеры будут висеть гроздьями, потому что это выгодно», — считает Шкуматов.
По его словам, переход к нештрафуемым 10 км/ч будет означать фактически отсутствие какого-либо порога. Водители будут ездить ниже установленной скорости, чтобы не получить штраф из-за технического сбоя и погрешностей камеры.
«И тут мы переходим к адекватности установленных пределов скоростей. А они абсолютно неадекватны, потому что не соответствуют реальному качеству дороги, дорожной обстановке и техническим возможностям современных автомобилей», — говорит эксперт.
Похожее мнение по данному вопросу высказывает и глава Национального союза автомобилистов (НСА) Антон Шапарин. Он также считает скоростной лимит повсеместно заниженным, а снижение порога в +20 км/ч — способом пополнить бюджет.
«Постоянно смотреть на спидометр, а не на дорогу, опаснее, чем чуть превысить скорость. Водители не идиоты, на наших дорогах превышать — себе дороже. Вечные репрессии снижают комфорт владения автомобилем в России. Выгодно это только мэрии, которая и так пытается загнать весь город в метро и на самокат. Невыгодно — всей остальной стране, где каждое рабочее место в автопроме создает шесть рабочих мест в смежных отраслях», — объясняет Шапарин.
По словам главы НСА, стандарты дорожного строительства, а также правила проведения техосмотра не изменялось с 1980-х. Но автомобили становятся быстрее, а тормоза — эффективнее.
«Появляется электроника, помогающая водителю. Усилия государства надо направлять на обновление парка, а не на извлечение денег из карманов водителей. Деньги, которые уйдут в качестве штрафов, недополучит именно авторынок, поэтому общей позицией всей автомобильной отрасли должна стать борьба с таким давлением на водителя», — пояснил эксперт.