Нарушили и не заметили: 8 неожиданных штрафов для автомобилистов
На дорогах появляется все больше дополнительных знаков, разметки и ограничений, а камеры распознают новые виды проступков. Запутаться или пренебречь мелочами могут даже опытные автомобилисты. Если потерять бдительность, штраф неизбежен. Autonews.ru изучил несколько актуальных ловушек, на которые попадаются даже водители с большим стажем.
Представьте, что водитель забронировал каршеринг и очень торопится. Прыгает в автомобиль, а в нем отсутствует одно из зеркал заднего вида. Конечно, это очень неудобно, но опытные водители в целом могут подстроиться и без проблем доехать до точки назначения. Но автомобиль с таким недостатком считается неисправным — отсутствие зеркала заднего вида можно найти в соответствующем перечне, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.
Если автомобилиста за рулем такой машины остановит инспектор ГИБДД, за это выпишут штраф в размере 500 рублей. Разбираться с ремонтом придется каршеринговой компании, но поездка будет испорчена. Аналогичная ответственность грозит и в случае, если без зеркала остался личный автомобиль.
Найти место на парковке бывает непросто. Автомобилисты идут на любые маневры, чтобы втиснуться даже в небольшое пространство. Но есть и те, кто паркуется с заездом на размеченные парковочные линии. И на этот случай предусмотрен штраф. Согласно ч.1 ст. 12.16 КоАП «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги», нарушителям должно стоить 500 рублей.
У инспекторов ГИБДД нет возможности патрулировать каждую крупную парковку, и «письмо счастья» вряд ли прилетит. Но расслабляться не стоит: уже сейчас в Москве дорожные камеры штрафуют за проезд по парковочным местам без цели стоянки на 500 рублей.
Получается, что настроить камеру на контроль выезда на белые линии не составляет проблем, и такая практика будет расширяться.
Этой весной знаков «Парковка только для резидентов» в Москве стало больше. Зоны, где оставлять машины можно только местным жителям, расширились в апреле. Сейчас в Москве около 300 таких мест, а к концу 2021 года власти планируют увеличить их количество до 1000. Некоторые водители думают, что ничего страшного не произойдет, если оставить машину под таким знаком, и что такие стояночные места практически не администрируют. Но если на такой стоянке припаркуются приезжающие из других районов автомобилисты и даже оплатят услугу, все равно придет штраф в 2,5 тыс. рублей.
Когда все парковки вдоль улицы заняты, «спасением» выступают закругленные треугольники по краям выездов и заездов во дворы и другие прилегающие территории. Водители бросают машины там, но это тоже считается нарушением. Такие места должны оставаться свободными, чтобы оставлять открытым обзор для проезжающих мимо автомобилистов.
Согласно ч. 4.ст. 12 КоАП «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств», за такую стоянку положен штраф 2 тыс. рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге — 3 тыс. рублей. Кроме того, автомобиль могут эвакуировать. Поэтому даже если встать близко к соседнему автомобилю, оставив этот полукруг практически свободным, риски все равно есть.
Казалось бы, островок безопасности сам приглашает заехать на него в случае возможной неисправности или ДТП, чтобы освободить проезжую часть. Но это заблуждение. Такие островки в первую очередь нужны для разделения потоков, а заезд на них равносилен нарушению разметки.
Останавливаться на таких «островках» допустимо только в случае крайней необходимости: если остановка в другом месте создаст большую угрозу. Если же автомобилист просто заблудился и решил проверить дорогу, стоя на такой разметке, или же просто проехал по ней, чтобы объехать пробку, это будет считаться нарушением. Ответственность за несоблюдение требований этой разметки установлена в ч. 1 ст. 12.16 КоАП — это предупреждение или штраф 500 рублей.
Состояние лобового стекла — это то, что можно легко увидеть любому сотруднику ГИБДД даже издали. На стекле со стороны обзора водителя допускаются только мелкие сколы. А с трещинами более 10 см в районе площади, которую покрывает «дворник» со стороны водителя пройти техосмотр не получится. В перечне, при котором эксплуатация автомобиля запрещена указано, что ездить на машине нельзя, если в ней отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства. Про трещины прямого упоминания нет, но некоторые инспекторы ГИБДД все-таки штрафуют водителей на 500 рублей. Кроме того, обычно такие проблемы могут потянуть за собой и проверку по другим пунктам.
Если автомобилист решит установить на машину багажники, спойлеры, фаркопы и другое оборудование, которое изначально не предусмотрено конструкцией, без получения разрешения, это будет считаться нарушением согласно все той же ст. 12.5 КоАП. Установка шин не по одобренному автопроизводителем типоразмеру также относится к этой категории нарушений.
Чтобы узаконить любые такие изменения, нужно будет получить одобрение в специализированной лаборатории, а потом зарегистрировать в ГИБДД. Если же наличие того же багажника предусмотрено автокомпанией, получать дополнительные одобрения и заверять установку не нужно. Главное, чтобы и сам багажник был изготовлен не кустарным способом.
У купивших машину водителей есть 10 дней на ее регистрацию. Все это время можно ездить без госномеров. Но оставлять такие автомобили даже в разрешенных местах и не на платной стоянке в Москве не стоит — это чревато путешествиями в ее поиске на штрафстоянку. Дело в том, что с 2017 года в Москве по решению Антитеррористической комиссии машины, владельцев которых было невозможно идентифицировать, признали потенциально опасными и начали увозить на специальные стоянки.
В первую очередь такая норма касается автомобилей, припаркованных в 400-метровой зоне близ центральных станций метрополитена, остановок общественного транспорта, крупных транспортных узлов и других мест массового скопления людей. Власти объяснили это тем, что машины можно использовать для совершения теракта. Хотя на самом деле это стало ответом на отсутствие прямой законодательной возможности повилять на скручивание номеров с автомобилей, чтобы не оплачивать парковку, рисковать не стоит. Администрируют это нарушение структурные подразделения департамента транспорта Москвы.