«Платишь, когда едешь». Транспортный налог хотят отменить
Владельцев автомобилей в очередной раз пытаются освободить от уплаты транспортного налога. Сделать это предложил председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. Несколько дней назад соответствующий документ был внесен на рассмотрение Госдумы.
Партия уже неоднократно пыталась продвинуть законопроект об отмене транспортного налога, но каждый раз его отклоняют. Autonews.ru выяснил, что изменилось в документе и как его создатели оценивают перспективы отмены главного автомобильного налога страны на этот раз.
Главный повод, который социалисты указывают в документе, поступившем в Госдуму, это несправедливость и неэффективность транспортного налога. Об этом в беседе с Autonews.ru рассказал сам Сергей Миронов.
«Справедливо и эффективно — это, когда пользователь платит, когда едет. Этот механизм уже реализован в акцизах на нефтепродукты: пользуешься автомобилем, заправляешься бензином или дизтопливом — платишь в казну. Все. Одновременное существование транспортного налога и топливных акцизов — очевидный нонсенс. Почему люди должны платить дважды?» — объяснил Миронов.
По его словам, эту идею поддерживают не только справедливороссы. Еще в ноябре 2012 года идею отмены налога поддержал президент страны на встрече с лидерами думских фракций. В пользу такого решения также высказывалось руководство Министерства транспорта, Федерация автовладельцев России. Несколько лет назад было собрано большое количество подписей граждан за отмену транспортного налога на сайте российских общественных инициатив.
«Напомню, изначально ведь так и планировалось: что акцизы заменят транспортный налог, но потом чиновники через депутатов «Единой России» стали блокировать решение этого вопроса, и поэтому налог существует и по сей день», — говорит депутат.
Учитывая, что предыдущие разы предложения партии по отмене налога отклонялись, и в этот раз депутаты не питают больших надежд, но заявляют, что твердо уверены в своей позиции и будут продолжать попытки отменить налог.
«Мы реалисты и понимаем, что шансов немного, учитывая отрицательный отзыв правительства. Но может, хоть в преддверии выборов они пойдут на уступки. Поэтому мы посчитали нужным снова выйти с этой инициативой именно сейчас, когда населению приходится очень тяжело, когда любая копейка на счету и любая экономия очень кстати. А главное — мы чувствуем поддержку избирателей, чувствуем свою правоту. Все доводы наших оппонентов не выдерживают критики», — говорит Сергей Миронов.
На вопрос корреспондента Autonews.ru об отрицательном отзыве правительства депутат пояснил суть возражений кабмина. В отзыве указано, что транспортный налог наряду с акцизами является источником формирования региональных дорожных фондов, и его отмена приведет к необходимости возмещения потерь за счет повышения ставок акцизов, а это уже спровоцирует рост цен на все товары.
«Это известная позиция Минфина, и иначе чем демагогией ее не назовешь. Акцизы составляют уже 30% в стоимости бензина, и собираются автоматически, в отличие от транспортного налога, собираемость которого не превышает 50%. Вклад транспортного налога и акцизов в формирование дорожных фондов несопоставим, и увязывать одно с другим, мягко говоря, некорректно», — считает Миронов.
Что же касается акцизных ставок, то, по его словам, правительство и так каждый год их повышает. «Интересно, когда они в 2019 году подняли акцизы сразу в полтора раза, то помнили о росте цен на товары? Чего же сейчас чиновники так переживают?» — говорит законотворец.
Большая часть автомобильных экспертов считает, что и в этот раз инициатива «Справедливой России» будет отклонена и отменить транспортный налог не получится. Тем более, что никаких новых идей законопроект не предлагает. Как заметил сам Сергей Миронов, «принципиальных отличий с прошлыми предложениями в новом документе нет».
Однако определенные сдвиги в вопросе транспортного налога все-таки возможны. Еще в январе Министерство экономического развития России заявило, что прорабатывает возможность снижения или полной отмены транспортного налога для владельцев экологичных машин, в том числе работающих на газомоторном топливе.
В Минэкономразвития считают, что это поспособствует улучшению экологической обстановки в стране за счет снижения выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и парниковых газов. Некоторые регионы уже ввели подобные льготы, однако теперь данную практику хотят закрепить на федеральном уровне.
Сегодня в России размер транспортного налога привязан к мощности двигателя и ставке, которую каждый из регионов устанавливает самостоятельно. К примеру, в Москве для машин с моторами отдачей до 100 л. с. ставка составляет 12 руб. за одну лошадиную силу, от 100 до 125 л. с. — 25 руб., от 125 до 150 л. с. — 35 руб. и так далее вплоть до 150 руб. за мотор мощностью более 250 лошадиных сил.
Более высокий транспортный налог платят владельцы автомобилей стоимостью более 3 млн рублей. Для них рассчитанная стандартным способом пошлина умножается на «роскошный» коэффициент. Учитывая постоянный рост цен на автомобильном рынке, список машин, которые попадают под налог на роскошь, расширяется с каждым годом. Сегодня роскошными считаются даже некоторые модели масс-маркета (например, Hyundai Santa Fe, Kia Carnival, Mitsubishi Pajero Sport и Mazda CX-9).