Для водителей хотят ввести важное изменение. Оно касается оформления ДТП
Сразу шесть автомобилей пострадали в аварии, которая произошла на МКАД в минувшие выходные. Сломанная «ГАЗель» полчаса стояла в среднем ряду скоростной кольцевой трассы, прежде чем за ней приехал эвакуатор. И уже в момент погрузки в сломанный автомобиль на приличной скорости влетела иномарка. По счастливой случайности никто в аварии не пострадал, но шесть автомобилей, включая «ГАЗель» и две машины каршеринга, оказались разбиты, а движение по МКАД было перекрыто на несколько часов.
После резонансной аварии общественники вновь заговорили об инициативе переноса оформления ДТП на обочину, которую ранее предлагали экспертный центр Probok.net и столичный департамент транспорта.
Еще в конце прошлого года зампред правительства Марат Хуснуллин поручил МВД провести анализ данных и посчитать количество аварий, которые происходят из-за стоящих посреди шоссе машин. Вся собранная информация должна быть обнародована. По результатам правительство и МВД примет решение о внесении изменений в действующий порядок оформления ДТП.
Таким образом, автомобилям, которые столкнулись на многополосной магистрали и не получили серьезных повреждений, могут разрешить съехать на обочину, чтобы уже там оформить бумаги для страховой компании. Вместе с ГИБДД подсчетом аварий в Москве занимается экспертный центр Probok.net. Об этом Autonews.ru рассказал его руководитель Александр Шумский.
«Если машина сломалась, ее надо с дороги убрать. Потому что препятствие на скоростной трассе — это точно авария через какое-то время. Даже если выставить знак аварийной остановки, его никто не заметит. А если случилась авария, то люди должны съезжать на обочину и там ее оформлять. Сейчас проводится подсчет таких аварий и их жертв, до конца апреля мы закончим работу», — пояснил Шумский.
Решение перенести оформление аварий на обочину, по его мнению, должно быть распространено на всю Россию. Эта идея зародилась в Москве, потому что в столице много камер, и такие инциденты проще отследить.
«По стране нет такого количества камер, а такие аварии — есть. Это не только московская проблема, просто Москва оцифрована. И это касается всех дорог, не только скоростных трасс, потому что такие аварии на самом деле происходят и на мелких улочках», — считает эксперт.
Самыми ярыми противниками инициативы являются страховые компании. Их главный аргумент — в таких ситуациях невозможно установить виновника и определить характер повреждений, а значит установить точные суммы выплат. Сегодня водители обязаны либо вызвать для оформления аварии патруль ГИБДД, либо оформить все по европротоколу, предварительно выйдя из машины и зафиксировав положение автомобилей и их повреждения на фото и видео. Без этих доказательств страховая компания может не принять документы и, соответственно, отказать в выплатах.
«Страховые компании в целом против всего. Да, когда люди будут съезжать на обочину, страховым будет сложнее выявить, кто виноват. Но наша история совсем в другом — какая разница, какие там гражданско-правовые отношения, вопрос стоит не в том, кто кому сколько за бампер заплатит, а в том, погибнут ли люди. Человеческая жизнь гораздо важнее. Но у страховых компаний дороже бампер. Поэтому в этом вопросе нам всем надо определиться с приоритетами», — объясняет Александр Шумский.
Страховые компании в целом рассматривают возможность съезда на обочину, но только если им дадут возможность доступа к городским камерам. В таком случае страховщики смогли бы удостовериться в словах пострадавших, и водителям не пришлось бы из-за страховых выплат выходить из машин и фотографировать аварию на скоростном шоссе. Но пока страховщикам не дают доступ к камерам. Более того, посмотреть видео с дорожных камер не всегда могут и сотрудники ГИБДД.
Запись в facebook пользователя av.evsin
«У ГИБДД тоже нет оперативного доступа к ним, а хранятся видеозаписи всего 2-3 дня. Происходит авария, и инспектор ГИБДД должен написать служебную записку через начальника, чтобы запросить видео. По факту этого почти никто не делает. Однако в ЦОДД уже говорили, что хотят сделать сервис, который позволит посмотреть камеры города даже простым людям. Насколько я знаю, Москва сейчас эту возможность прорабатывает», — добавил Шумский.
Эксперт из Probok.net отметил, что главная задача общественников в этом вопросе — не ублажать страховые компании, а спасти больше жизней. «Интересы страховых у нас почему-то пока считаются важнее человеческой жизни. У страховых компаний позиция такая: как нам это оформить, чтобы не потерять прибыль? Постановка такой задачи изначально не делает ее решаемой. Если семьи погибших в таких авариях получали бы по 10-15 млн рублей от страховщиков, то они бы первые сказали, что надо что-то менять. Но пока выплаты пострадавшим копеечные, менять ничего не хотят», — считает Шумский.
Идею переноса оформления мелких ДТП на обочину поддерживает руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов. По его словам, знак аварийной остановки морально устарел.
«Знак аварийной остановки никого не предупреждает. Кроме того, на фургонах, «ГАЗелях» и прицепах знаки аварийного сигнала находятся под кузовом, этих огоньков просто не видно. Они слишком низко. Есть психофизиологические особенности человеческого зрения, которое не способно определить стоящее на трассе препятствие адекватно. Ты не понимаешь, что машина стоит и не можешь правильно определить расстояние по габаритам. Когда происходит авария на скоростной трассе и туда приезжает аварийный комиссар, машины все равно меняют положение и съезжают на обочину. И даже если автомобили остановились после столкновения, это происходит не мгновенно, по их конечному положению невозможно определить, что и где реально происходило. Оформлять аварии надо на обочине», — объяснил Шкуматов Autonews.ru.
Запись в facebook пользователя av.evsin
Активист также указал на городские камеры, которые в случае принятия инициативы необходимо будет перенастроить. «Камеры надо настроить так, чтобы они перестали штрафовать людей, которые по необходимости, например, после аварии или после поломки, съехали на обочину. Это тоже очень важно, и этим должны заняться в ЦОДД», — уверен Шкуматов.
Комментируя аварию на МКАД, которая вызвала резонанс, эксперт заявил, что исправить ситуацию могло бы увеличение числа патрульных машин ЦОДД. По его подсчетам, для 10-минутного подъезда патруля на МКАД, городу нужно 36 машин.