«Это наше железо». Что не так с мобильными приложениями для машин
Беспилотные системы, общение автомобилей между собой, виртуальная реальность — все это автокомпании с гордостью демонстрируют на международных выставках. Но все технологии автомобильных брендов куда-то исчезают, когда речь заходит о простом приложении для смартфона. Несмотря на семимильные шаги в сторону электрификации и автономного вождения, ни одна крупная автокомпания еще не смогла создать функционального приложения для смартфона. Autonews.ru пообщался с представителями отрасли, чтобы узнать, почему автомобильные приложения бесполезны и что мешает брендам создать полезный диджитал-продукт.
В феврале компания Volvo раскрыла доступ к своей диджитал-платформе для сторонних разработчиков и предложила придумывать новые приложения, которые можно использовать в машинах марки. Шведы даже запустили новый портал инноваций, где внешние разработчики могут создать новые автомобильные сервисы и приложения.
«Наши автомобили становятся все более умными, что влечет за собой увеличение спроса на приложения и сервисы среди клиентов. Делая эти ресурсы общедоступными, мы поддерживаем разработчиков в нашей компании и за ее пределами, а также сотрудничаем с лучшими из лучших в своих областях», — объяснил технический директор Volvo Cars Хенрик Грин.
На портале Volvo разработчики смогут использовать эмуляторы, которые воссоздают операционную систему Android Automotive и приложения Google в новых машинах Volvo, давая специалистам возможность точно имитировать работу с автомобильной системой на своем компьютере. При этом можно будет не только проектировать, создавать и тестировать новые приложения, но и сразу публиковать их в автомобильном Google Play.
Компания также предоставит общественности свой API (интерфейс прикладного программирования), что позволит программистам сразу адаптировать все созданные программы для работы в автомобилях Volvo.
При этом игроки автомобильного бизнеса смотрят на рынок приложений иначе, нежели сами разработчики. Основной конфликт интересов и подходов заключается в том, что разработчики хотят максимально упростить и унифицировать любые платформы, а автомобильные бренды крепко держатся и хорошо продают свою уникальность, в первую очередь — имя. Об этом Autonews.ru рассказал директор по развитию бизнеса площадки «Авто.ру» Александр Зверев.
«Инициатива Volvo столкнется с рядом сложностей, с которыми сталкиваются все производители новых платформ — недостаточным количеством адаптированных под эту платформу приложений. Разработчик лучше напишет что-то новое для своей аудитории на популярных операционных системах, чем потратит время на продукт для новой и пока непопулярной платформы. И нужно понимать, что Volvo — это премиальный бренд, который продает всего порядка 10 тысяч автомобилей в год. Для разработчиков приложений этого мало», — объясняет Зверев.
По его словам, автопроизводители всегда жили в парадигме «самое важное, что мы производим — это наше железо». И они видели примеры того, как производители смартфонов стали заложниками мобильных операционных систем, когда аппаратный фактор нивелирован — за исключением нескольких брендов, все телефоны примерно одинаковые.
«Это большущий риск для автобрендов. Именно поэтому у нас нет автомобилей на «андроиде» или ios, а CarPlay и Andoroid Auto сильно урезаны. И, как следствие, картографические сервисы, как наиболее актуальные для использования в автомобиле, сильно отстают по качеству от тех, что есть на мобильном телефоне. Именно поэтому держалка для телефона в машине все еще очень актуальна», — рассуждает Зверев.
Вопрос использования любого приложения складывается из его сценария. Если есть в нем какие-то функции, которые влияют на качество жизни, то оно будет пользоваться успехом. Например, пользователь открывает приложение, дает команду, и машина выезжает к нему из узкой парковки. Или, например, когда приложение помогает найти машину на парковке.
«Если более тесно интегрировать картографические приложения с данными автомобиля, то можно решить, например, проблему маршрутизации в тоннелях, где сигнал GPS слабый. Автомобиль даже без сигнала спутника знает, с какой скоростью крутятся колеса. Это значит, что карты смогут продолжить вести автомобиль по маршруту, а водитель не проедет поворот из-за того, что сигнал спутника потерян. Другой пример аппаратно-программной «дружбы» — телематика, которая, помимо прочего, позволяет удаленно открывать автомобиль и дает возможность заправлять его. Многие были бы готовы заплатить за услугу заправки автомобиля, пока сами они работают в офисе», — продолжает эксперт.
Автокомпании же привыкли на любом дополнительном функционале зарабатывать деньги. Поэтому концепция, где можно зарабатывать понемногу в длительный период, для них пока неприемлема. Одним из факторов, который мешает развитию диджитал-сервисов, является консерватизм игроков этого рынка, считает директор по развитию бизнеса площадки «Авто.ру» Александр Зверев.
«Автопроизводители привыкли брать много денег за разные опции — родные карты в автомобиле могут стоить 5% от стоимости машины, но отказаться от них у пользователя не всегда есть возможность, потому что часто навигация входит в какой-нибудь дорогой пакет с необходимыми опциями. И в результате за деньги, которые вы потратите на навигацию в автомобиле, можно купить самый дорогой смартфон, держалку для него и ездить по «Яндекс.картам», — объясняет Александр Зверев.
Наш собеседник привел пример того, как происходит слияние диджитал-платформ с различными брендами. И именно это одна из причин того, почему автокомпании все еще не смогли создать хорошее приложения для смартфона. Они просто не могут допустить того, чтобы сторонние компании диктовали им правила игры, как это привык делать, например, Google.
Именно такая история произошла в свое время с мобильными телефонами. Нивелировалась значимость бренда, хотя бренды и сопротивлялись. По словам Зверева, история с Apple CarPlay и Android Auto говорит, что нет никаких технических проблем, чтобы соединить операционную систему смартфона с автомобилем и дальше совершенствовать продукт, собирая информацию с датчиков автомобиля. Но автокомпании этого опасаются.
«Любой автопроизводитель продает свой бренд в первую очередь. Если представить себе ситуацию, что внутри системы запускается Android, это означает, что они будут сильно завязаны на Google», — рассказывает директор по развитию бизнеса «Авто.ру».
Например, автомобильная компания и ее клиенты привыкли к круглой шайбе управления меню, а разработчик софта начнет на это влиять. Отсюда в первую очередь рождается нежелание пускать в свой бизнес и собственные платформы сторонние диджитал-компании.
Autonews.ru отправил запросы о приложениях в несколько крупных автокомпаний, однако получил ответ только из российского офиса Mercedes. Представитель бренда Марина Илларионова объяснила, что российская версия приложения для смартфона клиентов Mercedes отличается от функционала приложения для других стран.
«Есть локальная специфика: в одних странах пользуются спросом одни функции, в других странах у клиентов иные предпочтения. Помимо этого, большое значение имеет местное законодательство, ограничивающее функционал в соответствующей стране. Для нашего приложения можно выделить такие функции как: уведомление о повреждении на парковке или срабатывании сигнализации, контроль валет-паркинга, мониторинг зоны нахождения автомобиля, уведомление о превышении заданной скорости и индикация стиля вождения ECO», — уточнила Илларионова.
Некоторые онлайн-сервисы уже сейчас предоставляют клиентам Mercedes от сторонних провайдеров. И если автокомпания, по словам представителя бренда, получит интересные сторонние предложения, то может рассмотреть их интеграцию в свои онлайн-сервисы.
Сейчас у автокомпаний не должно быт самоцели привлечь к своему диджитал-продукту как можно больше разработчиков. Потому что, по мнению экспертов рынка, они не смогут соперничать с компаниями, которые давно и успешно работают на рынке диджитал.
Кроме того, по мнению Александра Зверев из «Авто.ру», автомобильным брендам стоит поменять парадигму получения прибыли. «Мир поменялся, теперь мы должны привыкнуть к тому, чтобы получать какой-то сервис по подписке, а не оплачивать все при покупке. Нужно использовать новую бизнес-модель. Сейчас бренды говорят, что это нишевый продукт, а должно быть наоборот. Автопроизводители должны становиться IT-компаниями, и фокусировать свое внимание не только на аппаратной части автомобилей, но и на программной. Хорошим примером является Tesla. В этом смысле шаги Volvo вполне логичны», — поясняет эксперт.