«Надо сделать по-человечески». Реформу техосмотра перенесли на 1 октября
Запланированный на 1 марта переход на новую систему техосмотра перенесли на 1 октября 2021 года. Об этом на заседании правительства сообщил его председатель Михаил Мишустин.
Ожидалось, что уже этой весной карты техосмотра будут оформлять исключительно в электронном виде, а заезд и выезд автомобиля с сервиса начнут фотографировать. Результаты и данные диагностической карты должны были начать хранить в базе ЕАИС ТО, которая принадлежит МВД. Появился и регламент длительности процедуры: легковой автомобиль нужно осматривать 30 минут (время умножается на повышающий или понижающий коэффициент в зависимости от года выпуска машины). Подписывать документы обязали ответственных экспертов личной электронной подписью. Такой закон подписал президент России Владимир Путин еще в июне 2019 года. Теперь на запуск изменений пункты техосмотра получили еще несколько месяцев.
Неожиданный перенос реформы техосмотра, с которой уже смирились и автомобилисты, и участники отрасли, в первую очередь объяснили риском заражения коронавирусом. Также Мишустин не исключил возможных накладок в виде очередей на станции техобслуживания — теперь появится время на доработку системы и запуск ее без сбоев.
«Как и в любом деле, на начальном этапе неизбежны разного рода накладки. Например, неравномерное распределение нагрузки, очереди. В условиях, когда ситуация с коронавирусом хоть и улучшается, но пока далека от идеальной, это несет определенные риски, в том числе и для здоровья людей», — сказал Мишустин.
По его словам, нужно сделать все, чтобы с 1 октября система заработала без сбоев и еще раз посмотреть на процедуры и их техническую реализацию. «Никаких неудобств для граждан быть не должно. В нашей стране миллионы автолюбителей. Сделать все надо по-человечески», — заключил премьер-министр.
При этом антиковидной мерой перенос реформы назвать трудно — чтобы получить диагностическую карту законным способом, в любом случае нужно приезжать на пункт техосмотра. Без нее оформить полис ОСАГО по-прежнему невозможно.
Примечательно, что перенос изменений стал неожиданностью для самих авторов реформы техосмотра. Так, всего несколько дней назад в Минтрансе Autonews.ru заявляли, что все запланированные с 1 марта 2021 года нововведения вступят в силу, информацию об этом подтверждали в МВД и Российском союзе автостраховщиков. Сами участники отрасли предупреждали, что на пункты ТО могут выстроиться очереди, потому что их количество не способно «переварить» нынешний объем автопарка в России.
Так, по данным «Автостата», в 2020 году в России было зарегистрировано 52,9 млн единиц автомобильной техники. Из них — 44,5 млн — легковые автомобили. В РСА в свою очередь насчитали около 5 тыс. пунктов техосмотра, лишь половина из которых подтвердила, что готова к изменениям.
Изменение системы техосмотра в первую очередь нужно для искоренения практики «удаленного» прохождения процедуры без фактического заезда на сервис. Водители предпочитают заплатить в среднем 1,5-3 тыс. рублей за диагностическую карту, часто в соседних регионах, но не приезжать на осмотр автомобиля. Часть водителей объясняет это нежеланием тратить время, поскольку регулярно обслуживает машины у дилеров. Но есть и те, которые понимают, что у автомобиля есть проблемы, которые на сервисе обнаружат и карту не выдадут. Поэтому и пользуются обходными путями. Хотя официальная услуга стоит дешевле — в среднем 800-1500 рублей в зависимости от региона, где самостоятельно устанавливают тарифы.
Цифровизация процесса позволит ГИБДД отслеживать тех, кто не прошел техосмотр. Сейчас штрафы за отсутствие техосмотра на владельцев легковых автомобилей не распространяются. С запуском системы за такое нарушение будут штрафовать на 2000 рублей, а с 1 марта 2022 года отсутствие диагностических карт начнут фиксировать дорожные камеры.
Также усиливаются санкции и для тех, кто проводит техосмотр. За выдачу диагностической карты на неисправную машину и за внесение данных в систему техосмотра эксперту придется заплатить от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Сама компания при этом может быть оштрафована на сумму до 300 тысяч. При повторном нарушении будет применяться уже дисквалификация специалиста или штраф до 500 тыс. руб. для фирмы.
«Серые» карты в ГИБДД пообещали аннулировать. Но, скорее всего, речь тут идет о попытках получить документ в обход системы уже после 1 октября. При этом оштрафовать водителя за поездку на неисправном автомобиле даже при наличии диагностической карты инспекторы ГИБДД имеют право.
Как объяснили в Российском союзе автостраховщиков, карту аннулируют, если выяснится, что техосмотр поводился с нарушениями, например, не были проверены все необходимые узлы автомобиля. О вскрывшемся факте ГИБДД сразу же информирует страховую компанию, с которой водитель заключил полис ОСАГО — без подтверждения о прохождении ТО страховщики имеют полное право аннулировать договор и в случае, если водитель станет виновником ДТП, ущерб ему придется покрывать самостоятельно.
Вместе с ужесточениями появились и некоторые бонусы для водителей. Так, новые правила техосмотра требуют пройти первый осмотр через четыре года после покупки нового автомобиля, а не через три, как это было раньше. Машины возрастом от четырех до десяти лет проходят осмотр раз в два года, более старые — ежегодно. То же касается мотоциклов, прицепов, полуприцепов и грузовиков массой до 3,5 тонны.
На станции техосмотра в Москве «ПТО 878 БАМ», где побывала корреспондент Autonews.ru, рассказали, что уже оформили необходимые электронные подписи для своих сотрудников — ими они должны будут заверять диагностические карты. Стоимость такой услуги — порядка 20 тыс. рублей. Фотофиксацию заездов автомобилей там будут делать с помощью обычного мобильного телефона, на который установлено приложение для автосервисов, позволяющее привязывать к снимку координаты. При этом директор пункта техосмотра Олег Рогачев уточнил, что новая система куда нужно заносить данные в электронном виде для отправки в ЕАИС ТО пока не работает даже в тестовом режиме и нет никакой возможности ознакомиться с ней заранее. Он не исключил, что в первые дни при переходе на новую систему оформление карты занимало бы больше времени.
В свою очередь генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко уверен, что перенос сроков запуска новой системы не решит главной проблемы — нехватки пунктов техосмотра. По его словам, стоимость такой услуги невелика и оказывать ее невыгодно, как и открывать для этого новые пункты техосмотра. Действующим же станциям удобнее заниматься ремонтом и оказанием сопутствующих услуг.
Autonews.ru теперь можно читать и в Telegram.