Статьи, 18 янв 2021, 20:43

«Произведено в России». Как цены на машины хотят отвязать от курса рубля

Новые меры поддержки авторынка подготовил Минпромторг. Для доступа к ним компании должны углубить локализацию — ее будут считать отдельно по моделям в баллах. Покупателям же обещают снизить зависимость цен от курса рубля
Читать в полной версии

Новый план поддержки российского авторынка разработал Минпромторг. Повышающим локализацию производителям обещают помощь при экспорте и доступе к госзаказам. Автомобилистам же план правительства, по словам представителей самого ведомства, должен принести плюсы в виде снижения зависимости цен на машины от курса рубля. Как выяснил Autonews.ru, глубину локализации Минпромторг будет считать теперь отдельно по каждой модели и только в баллах, а не усредненных процентах. Источники в крупнейших автоконцернах предупреждают, что чрезмерное давление на автопром приведет лишь к повышению цен и возможному уходу автокомпаний с российского рынка.

Зачем и как нужно повышать локализацию

Заключившие соглашения с правительством автокомпании и подписавшие специальные инвестиционные контракты (СПИКи) взяли на себя обязательство постепенно повышать локализацию и инвестировать в расширение производства в России. Взамен автоконцерны получили доступ к различным инструментам господдержки — например, снижение налогов на федеральном и региональном уровнях, доступ к госконтрактам, компенсацию экспортных затрат и так далее.

Отношения автокомпаний и государства в этом направлении регулируют нормы постановления правительства № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». В нем, в частности, прописано, какое количество баллов производитель получает за локализацию того или иного процесса или автокомпонента. Отдельные нормы прописаны для производителей легковых и легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов. Логика проста: большее количество баллов означает больше господдержки и бонусов согласно подписанному специнвестконтракту.

Например, за локализацию сварки и окраски кузова или кабины начисляют 400 и 500 баллов соответственно. Штамповка не менее 30% стоит 100 баллов; не менее 70% — 300 баллов (за исключением автобусов). За использование российского металла, включая алюминий, не менее 70% общей массы кузова начисляют 200 баллов.

Как напомнили в Минпромторге в беседе с Autonews.ru, это же постановление устанавливает необходимое количество баллов, которое должен набрать конкретный автомобиль, чтобы получить статус «Произведено в России».

Вид транспортного средства Максимальное количество баллов за локализацию для статуса «Произведено в России»
Легковые и легкие коммерческие автомобили 8880
Автобусы 8360
Грузовики 8660

Также в Минпромторге напомнили, сколько баллов нужно набрать для участия в государственных закупках.

Вид транспортного средства Баллы, 2020 год Баллы, 2021 год Баллы, 2025 год
Легковые коммерческие автомобили 2000 3200 5500
Автобусы 1700 2900 5600
Грузовики 2000 3200 5800
Легковые автомобили 2000 3200 5500

В этом же постановлении в числе критериев получения статуса локализованной в России продукции указано и соблюдение процентной доли иностранных комплектующих изделий для производства товара. От этих процентов в Минпромторге хотят полностью отказаться: баллы за локализацию будут считать по каждой модели в отдельности, опираясь на новый инструмент — ЭПТС.

«Важная функция новой системы электронных паспортов транспортного средства — возможность использования единых принципов оценки уровня локализации каждого конкретного автомобиля, произведенного в России, — объяснили в Минпромторге принцип нового подхода к работе с автокомпаниями. — Эту оценку делают сами автопроизводители с помощью своих производственных информационных систем. В каждый оформляемый ЭПТС записывается количество баллов локализации, набранных автомобилем в процессе производства в соответствии с постановлением № 719».

Autonews.ru с помощью Минпромторга и данных от АС «Система электронных паспортов» получил доступ к сводной таблице по текущему уровню локализации наиболее продаваемых в России коммерческих автомобилей. В Минпромторге считают, что автокомпаниям и производителям коммерческой техники в этом плане есть, над чем работать и повышать локализацию.

Организация-изготовитель Оформлено ЭПТС с указанием баллов в период с 01.07.2020 года по 31.12.2020 года Средний показатель, баллы
АО ПСА ВИС-АВТО - дочернее подразделение АвтоВАЗа 948 3 828
ВИС 275100 — фургон Lada Largus 4 3 100
ВИС Lada 4x4 111 4 010
ВИС Lada Granta 833 3 808
Автозавод ГАЗ 5 554 2 582
ГАЗ GAZon 3 2 600
ГАЗ GAZon NEXT 4 017 2 600
ГАЗ Sadko 419 2 600
ГАЗ Sadko NEXT 598 2 600
АВТОТОР-МАШ 150 55
Ford Cargo 53 55
Ford F-Max 97 55
ПСМА Рус 2 326 1 081
Opel Vivaro 62 1 050
Opel Zafira Life 266 1 056
Peugeot Expert 755 1 049
Peugeot Partner 172 1 440
Peugeot Traveller 1 071 1 054
СОЛЛЕРС ФОРД 8 327 1 500
Ford Transit 4 709 1 500
УАЗ 10 331 2 235
УАЗ UAZ Pickup 1 574 2 178
УАЗ UAZ Profi 1 102 2 176
ПАО КАМАЗ 10 932 2 000
КАМАЗ 2 007 2 000
ООО ДК РУС (Daimler Kamaz Rus) 1 188 1 208
Mercedes-Benz Actros 1 056 1 218
Mercedes-Benz Arocs 132 1 129
ООО ЛИАЗ 1 168 1 500
ООО ПАЗ 4 761 1 996
ПАО НЕФАЗ 916 1 700
Как локализация повлияет на цены

В Минпромторге объяснили: для покупателей углубление локализации означает снижение зависимости от иностранных производителей, затрат в иностранных валютах — следовательно, зависимости цены автомобиля от курсовых колебаний. Что касается автопроизводителей, то помимо господдержки в различных формах, сосредоточение производства и продаж в одной стране обеспечивает снижение затрат на транспортировку. Там также обратили внимание на то, что в России не самая дорогая и при этом достаточно квалифицированная рабочая сила, а также более низкие цены на электроэнергию, чем в большинстве стран Европы.

Что получат автопроизводители

Одновременно в Минпромторге анонсировали новые программы господдержки авторынка.

«В соответствии с поручениями правительства мы готовим к запуску новые меры господдержки, которые поддержат углубление локализации автопроизводства в России, — сообщил Autonews.ru заместитель министра промышленности и торговли Александр Морозов. — В первую очередь это «Программа компонентов», а также система экспортных баллов для производителей автокомпонентов. Это чрезвычайно важные шаги, которые значительно повысят не только уровень локализации автопроизводства в России, но конкурентоспособность отрасли в целом, снизят себестоимость российской техники и влияние на этот показатель внешнеэкономических факторов».

Еще одним положительным эффектом, по словам Морозова, станет увеличение экспорта компонентов, максимальная отдача от которого «обеспечивается путем глубокой локализации».

Почему автокомпании не готовы инвестировать

Источник Autonews.ru в одном из крупнейших автомобильных концернов отметил, что производителям отлично известны планы Минпромторга по подсчету локализации в баллах при помощи ЭПТС.

«Данные по локализации по каждой модели планируют утверждать в Торгово-промышленной палате, — отметил источник. — При этом довольно сложно делать расчеты в соответствии с постановлением № 719, поскольку нужно учитывать субпоставщиков, а также расходы на НИОКР».

Топ-менеджер другого автоконцерна, пожелавший остаться неизвестным, в беседе с Autonews.ru назвал скачки курса рубля одной из главных проблем. «Это настоящий кошмар, поэтому все хотели бы иметь высоколокализованное производство в России, которое позволило бы меньше зависеть от ситуации на Forex, — рассказал участник рынка. — Локализация действительно помогает стабилизировать бизнес».

Однако, по его словам, возникает несколько сложностей. Одна из них — это само понятие локализации. Он привел пример с обязательной установкой ЭРА-ГЛОНАСС.

«Сначала нам сказали, что эта система должна быть полностью локализована в России, а потом же оказалось, что все детали, все микрочипы, которые производят поставщики, также должны быть полностью локализованы. А таких поставщиков оказалось весьма ограниченное количество, — рассказал собеседник Autonews.ru. — Еще пример: некоторые производители придумали схему с Калининградом — привозили на завод иностранные компоненты, у которых даже стоял VIN-номер другой страны, проделывали минимальные операции, но все равно получали статус локализованных и могли рассчитывать на все преференции и участие в госпрограммах. Это создало неравные условия для участников рынка».

При этом, по словам источника, качество работы некоторых российских поставщиков оставляет желать лучшего — ошибки некоторых из них и недопоставки нужных компонентов оборачивались многомиллионными потерями из-за простоев. Поэтому, по словам собеседника, если в правительстве решат потребовать от производителей больше инвестиций в локализацию сверх уже запланированных, это приведет лишь к очередному повышению цен и падению интереса к новым автомобилям. Следствием может стать дальнейшее падение рынка и уход части игроков, которых больше не будут устраивать правила игры и потеря прибыли.

Участник рынка предположил, что текущими шагами в Минпромторге лишь дают производителям понять, что продолжают пристально за ними следить и ждать каких-либо поблажек по уже заключенным соглашениям, не стоит.

«Чем меньше объемы рынка, тем меньше у автокомпаний интерес в него инвестировать, — продолжил источник. — Если требовать слишком много, это просто убьет отрасль. Да, в Россию инвестировали многие бренды, потому что считали, что объемы продаж выйдут на 3 млн единиц и рынок имел высокий потенциал. Но такие прогнозы мы строили 15 лет назад. Эти прогнозы так и не оправдались. И я не думаю, что какой-либо из брендов готов дополнительно вкладывать в российский авторынок. Конечно, я не ожидаю, что в правительстве пойдут на какие-либо поблажки, но дополнительных условий точно не стоит добавлять. Сейчас мы все боремся с последствиями потерь из-за коронавируса и падения курса до 90 рублей за евро. Поэтому обязательно стоит поддержать тех, кто вложил в локализацию действительно больше остальных».

Собеседник предположил, что у правительства сейчас ограниченные ресурсы для поддержки авторынка, при этом есть необходимость пополнить бюджет при помощи налогов. «Для инвестиций нужны предсказуемость и стабильность, которых пока на российском авторынке нет, — рассуждает источник. — И инструментов воздействия на автокомпании на самом деле не так много — те же госзаказы имеют важность лишь для некоторых крупнейших брендов, например, для Lada, КАМАЗа, а для большинства это неактуально».

Autonews.ru направил запросы в крупнейшие автокомпании, включая перечисленные Минпромторгом. Ответ на момент публикации поступил только от «АвтоВАЗа».

«Минпромторг действительно стимулирует углубление локализации, привязывая отраслевые меры господдержки к уровню локализации автопроизводителя. Мы считаем, что такой экономический метод стимулирования — правильный и наиболее эффективный подход. Но крайне важно, чтобы такой подход применялся в равной степени ко всем автопроизводителям в России без каких-либо исключений», — сообщили в пресс-службе «АвтоВАЗа».

Также автопроизводитель отмечает, что локализация позволяет обеспечить бесперебойное производство автомобилей в стране и тем самым избежать их дефицита, а также считается одним из инструментов для сдерживания роста цен. Однако на «АвтоВАЗе» обратили внимание на то, что локализация не должна приводить к монополизации рынка автокомпонентов.

«Монополизация может повлечь манипулирование ценами на автокомпоненты, и в результате получим рост цен на автомобили. Поэтому очень важно, чтобы на каждую разновидность автокомпонентов автопроизводители имели возможность выбрать, как минимум, из двух поставщиков», — сказали в компании, напомнив, что АО «АвтоВАЗ» является самым высоколокализованным российским автопроизводителем в легковом сегменте.

Согласно оценке Ассоциации европейского бизнеса, Россия заняла четвертое место в Европе по продажам легковых и легких коммерческих автомобилей в 2020 году. Эксперты считают, что в наступившем году россияне купят 1 632 млн новых легковых автомобилей. Это на 33 тыс. единиц больше (+2,1%), чем в 2020 году, когда было продано 1 598 825 новых легковушек (-9,1% по сравнению с 2019-м).