«Произведено в России». Как цены на машины хотят отвязать от курса рубля
Новый план поддержки российского авторынка разработал Минпромторг. Повышающим локализацию производителям обещают помощь при экспорте и доступе к госзаказам. Автомобилистам же план правительства, по словам представителей самого ведомства, должен принести плюсы в виде снижения зависимости цен на машины от курса рубля. Как выяснил Autonews.ru, глубину локализации Минпромторг будет считать теперь отдельно по каждой модели и только в баллах, а не усредненных процентах. Источники в крупнейших автоконцернах предупреждают, что чрезмерное давление на автопром приведет лишь к повышению цен и возможному уходу автокомпаний с российского рынка.
Заключившие соглашения с правительством автокомпании и подписавшие специальные инвестиционные контракты (СПИКи) взяли на себя обязательство постепенно повышать локализацию и инвестировать в расширение производства в России. Взамен автоконцерны получили доступ к различным инструментам господдержки — например, снижение налогов на федеральном и региональном уровнях, доступ к госконтрактам, компенсацию экспортных затрат и так далее.
Отношения автокомпаний и государства в этом направлении регулируют нормы постановления правительства № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». В нем, в частности, прописано, какое количество баллов производитель получает за локализацию того или иного процесса или автокомпонента. Отдельные нормы прописаны для производителей легковых и легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов. Логика проста: большее количество баллов означает больше господдержки и бонусов согласно подписанному специнвестконтракту.
Например, за локализацию сварки и окраски кузова или кабины начисляют 400 и 500 баллов соответственно. Штамповка не менее 30% стоит 100 баллов; не менее 70% — 300 баллов (за исключением автобусов). За использование российского металла, включая алюминий, не менее 70% общей массы кузова начисляют 200 баллов.
Как напомнили в Минпромторге в беседе с Autonews.ru, это же постановление устанавливает необходимое количество баллов, которое должен набрать конкретный автомобиль, чтобы получить статус «Произведено в России».
Вид транспортного средства | Максимальное количество баллов за локализацию для статуса «Произведено в России» |
Легковые и легкие коммерческие автомобили | 8880 |
Автобусы | 8360 |
Грузовики | 8660 |
Также в Минпромторге напомнили, сколько баллов нужно набрать для участия в государственных закупках.
Вид транспортного средства | Баллы, 2020 год | Баллы, 2021 год | Баллы, 2025 год |
Легковые коммерческие автомобили | 2000 | 3200 | 5500 |
Автобусы | 1700 | 2900 | 5600 |
Грузовики | 2000 | 3200 | 5800 |
Легковые автомобили | 2000 | 3200 | 5500 |
В этом же постановлении в числе критериев получения статуса локализованной в России продукции указано и соблюдение процентной доли иностранных комплектующих изделий для производства товара. От этих процентов в Минпромторге хотят полностью отказаться: баллы за локализацию будут считать по каждой модели в отдельности, опираясь на новый инструмент — ЭПТС.
«Важная функция новой системы электронных паспортов транспортного средства — возможность использования единых принципов оценки уровня локализации каждого конкретного автомобиля, произведенного в России, — объяснили в Минпромторге принцип нового подхода к работе с автокомпаниями. — Эту оценку делают сами автопроизводители с помощью своих производственных информационных систем. В каждый оформляемый ЭПТС записывается количество баллов локализации, набранных автомобилем в процессе производства в соответствии с постановлением № 719».
Autonews.ru с помощью Минпромторга и данных от АС «Система электронных паспортов» получил доступ к сводной таблице по текущему уровню локализации наиболее продаваемых в России коммерческих автомобилей. В Минпромторге считают, что автокомпаниям и производителям коммерческой техники в этом плане есть, над чем работать и повышать локализацию.
Организация-изготовитель | Оформлено ЭПТС с указанием баллов в период с 01.07.2020 года по 31.12.2020 года | Средний показатель, баллы |
АО ПСА ВИС-АВТО - дочернее подразделение АвтоВАЗа | 948 | 3 828 |
ВИС 275100 — фургон Lada Largus | 4 | 3 100 |
ВИС Lada 4x4 | 111 | 4 010 |
ВИС Lada Granta | 833 | 3 808 |
Автозавод ГАЗ | 5 554 | 2 582 |
ГАЗ GAZon | 3 | 2 600 |
ГАЗ GAZon NEXT | 4 017 | 2 600 |
ГАЗ Sadko | 419 | 2 600 |
ГАЗ Sadko NEXT | 598 | 2 600 |
АВТОТОР-МАШ | 150 | 55 |
Ford Cargo | 53 | 55 |
Ford F-Max | 97 | 55 |
ПСМА Рус | 2 326 | 1 081 |
Opel Vivaro | 62 | 1 050 |
Opel Zafira Life | 266 | 1 056 |
Peugeot Expert | 755 | 1 049 |
Peugeot Partner | 172 | 1 440 |
Peugeot Traveller | 1 071 | 1 054 |
СОЛЛЕРС ФОРД | 8 327 | 1 500 |
Ford Transit | 4 709 | 1 500 |
УАЗ | 10 331 | 2 235 |
УАЗ UAZ Pickup | 1 574 | 2 178 |
УАЗ UAZ Profi | 1 102 | 2 176 |
ПАО КАМАЗ | 10 932 | 2 000 |
КАМАЗ | 2 007 | 2 000 |
ООО ДК РУС (Daimler Kamaz Rus) | 1 188 | 1 208 |
Mercedes-Benz Actros | 1 056 | 1 218 |
Mercedes-Benz Arocs | 132 | 1 129 |
ООО ЛИАЗ | 1 168 | 1 500 |
ООО ПАЗ | 4 761 | 1 996 |
ПАО НЕФАЗ | 916 | 1 700 |
В Минпромторге объяснили: для покупателей углубление локализации означает снижение зависимости от иностранных производителей, затрат в иностранных валютах — следовательно, зависимости цены автомобиля от курсовых колебаний. Что касается автопроизводителей, то помимо господдержки в различных формах, сосредоточение производства и продаж в одной стране обеспечивает снижение затрат на транспортировку. Там также обратили внимание на то, что в России не самая дорогая и при этом достаточно квалифицированная рабочая сила, а также более низкие цены на электроэнергию, чем в большинстве стран Европы.
Одновременно в Минпромторге анонсировали новые программы господдержки авторынка.
«В соответствии с поручениями правительства мы готовим к запуску новые меры господдержки, которые поддержат углубление локализации автопроизводства в России, — сообщил Autonews.ru заместитель министра промышленности и торговли Александр Морозов. — В первую очередь это «Программа компонентов», а также система экспортных баллов для производителей автокомпонентов. Это чрезвычайно важные шаги, которые значительно повысят не только уровень локализации автопроизводства в России, но конкурентоспособность отрасли в целом, снизят себестоимость российской техники и влияние на этот показатель внешнеэкономических факторов».
Еще одним положительным эффектом, по словам Морозова, станет увеличение экспорта компонентов, максимальная отдача от которого «обеспечивается путем глубокой локализации».
Источник Autonews.ru в одном из крупнейших автомобильных концернов отметил, что производителям отлично известны планы Минпромторга по подсчету локализации в баллах при помощи ЭПТС.
«Данные по локализации по каждой модели планируют утверждать в Торгово-промышленной палате, — отметил источник. — При этом довольно сложно делать расчеты в соответствии с постановлением № 719, поскольку нужно учитывать субпоставщиков, а также расходы на НИОКР».
Топ-менеджер другого автоконцерна, пожелавший остаться неизвестным, в беседе с Autonews.ru назвал скачки курса рубля одной из главных проблем. «Это настоящий кошмар, поэтому все хотели бы иметь высоколокализованное производство в России, которое позволило бы меньше зависеть от ситуации на Forex, — рассказал участник рынка. — Локализация действительно помогает стабилизировать бизнес».
Однако, по его словам, возникает несколько сложностей. Одна из них — это само понятие локализации. Он привел пример с обязательной установкой ЭРА-ГЛОНАСС.
«Сначала нам сказали, что эта система должна быть полностью локализована в России, а потом же оказалось, что все детали, все микрочипы, которые производят поставщики, также должны быть полностью локализованы. А таких поставщиков оказалось весьма ограниченное количество, — рассказал собеседник Autonews.ru. — Еще пример: некоторые производители придумали схему с Калининградом — привозили на завод иностранные компоненты, у которых даже стоял VIN-номер другой страны, проделывали минимальные операции, но все равно получали статус локализованных и могли рассчитывать на все преференции и участие в госпрограммах. Это создало неравные условия для участников рынка».
При этом, по словам источника, качество работы некоторых российских поставщиков оставляет желать лучшего — ошибки некоторых из них и недопоставки нужных компонентов оборачивались многомиллионными потерями из-за простоев. Поэтому, по словам собеседника, если в правительстве решат потребовать от производителей больше инвестиций в локализацию сверх уже запланированных, это приведет лишь к очередному повышению цен и падению интереса к новым автомобилям. Следствием может стать дальнейшее падение рынка и уход части игроков, которых больше не будут устраивать правила игры и потеря прибыли.
Участник рынка предположил, что текущими шагами в Минпромторге лишь дают производителям понять, что продолжают пристально за ними следить и ждать каких-либо поблажек по уже заключенным соглашениям, не стоит.
«Чем меньше объемы рынка, тем меньше у автокомпаний интерес в него инвестировать, — продолжил источник. — Если требовать слишком много, это просто убьет отрасль. Да, в Россию инвестировали многие бренды, потому что считали, что объемы продаж выйдут на 3 млн единиц и рынок имел высокий потенциал. Но такие прогнозы мы строили 15 лет назад. Эти прогнозы так и не оправдались. И я не думаю, что какой-либо из брендов готов дополнительно вкладывать в российский авторынок. Конечно, я не ожидаю, что в правительстве пойдут на какие-либо поблажки, но дополнительных условий точно не стоит добавлять. Сейчас мы все боремся с последствиями потерь из-за коронавируса и падения курса до 90 рублей за евро. Поэтому обязательно стоит поддержать тех, кто вложил в локализацию действительно больше остальных».
Собеседник предположил, что у правительства сейчас ограниченные ресурсы для поддержки авторынка, при этом есть необходимость пополнить бюджет при помощи налогов. «Для инвестиций нужны предсказуемость и стабильность, которых пока на российском авторынке нет, — рассуждает источник. — И инструментов воздействия на автокомпании на самом деле не так много — те же госзаказы имеют важность лишь для некоторых крупнейших брендов, например, для Lada, КАМАЗа, а для большинства это неактуально».
Autonews.ru направил запросы в крупнейшие автокомпании, включая перечисленные Минпромторгом. Ответ на момент публикации поступил только от «АвтоВАЗа».
«Минпромторг действительно стимулирует углубление локализации, привязывая отраслевые меры господдержки к уровню локализации автопроизводителя. Мы считаем, что такой экономический метод стимулирования — правильный и наиболее эффективный подход. Но крайне важно, чтобы такой подход применялся в равной степени ко всем автопроизводителям в России без каких-либо исключений», — сообщили в пресс-службе «АвтоВАЗа».
Также автопроизводитель отмечает, что локализация позволяет обеспечить бесперебойное производство автомобилей в стране и тем самым избежать их дефицита, а также считается одним из инструментов для сдерживания роста цен. Однако на «АвтоВАЗе» обратили внимание на то, что локализация не должна приводить к монополизации рынка автокомпонентов.
«Монополизация может повлечь манипулирование ценами на автокомпоненты, и в результате получим рост цен на автомобили. Поэтому очень важно, чтобы на каждую разновидность автокомпонентов автопроизводители имели возможность выбрать, как минимум, из двух поставщиков», — сказали в компании, напомнив, что АО «АвтоВАЗ» является самым высоколокализованным российским автопроизводителем в легковом сегменте.
Согласно оценке Ассоциации европейского бизнеса, Россия заняла четвертое место в Европе по продажам легковых и легких коммерческих автомобилей в 2020 году. Эксперты считают, что в наступившем году россияне купят 1 632 млн новых легковых автомобилей. Это на 33 тыс. единиц больше (+2,1%), чем в 2020 году, когда было продано 1 598 825 новых легковушек (-9,1% по сравнению с 2019-м).