Вся правда о турбомоторах в России: разбираемся на примере Renault Arkana
Турбина? Небольшой рабочий объем? Эти технологии, вошедшие в массовый автопром полвека назад, до сих пор вызывают недоверие у многих в нашей стране. Между тем, как бы ни была сильна вера в старые добрые атмосферники, турбомоторы уже давно доказали превосходство во всех ключевых параметрах: мощности, экономичности, экологичности и надежности.
Несмотря на отставание относительно Европы, российский рынок все же подтягивается к общему тренду. За последние два года продажи автомобилей с наддувными двигателями выросли почти в два раза, хотя в самых массовых сегментах турбомоторы практически не представлены. Cогласно исследованию международной организации International Council of Clean Transportation (ICCT) с 2007 г. наблюдается тренд по снижению объема двигателя и количества цилиндров в пользу моторов с улучшенным впрыском и турбонаддувом. Часть россиян по-прежнему находятся под воздействием стереотипов и отдает предпочтение атмосферникам, которые менее производительны и экологичны. «Рено» был одним из первых в массовом сегменте на нашем рынке, кто представил современный турбированный двигатель на модели «Аркана» в 2019 г. Для сравнения в модельном ряду европейских премиальных брендов сейчас представлены только наддувные моторы.
Купе-кроссовер от Renault вышел на рынок с двумя вариантами двигателя: атмосферным и наддувным TCe-150. За полтора года новинка нашла десятки тысяч покупателей, каждый второй из которых сделал выбор в пользу турбины. При этом Arkana — не чисто городской житель: высокий клиренс, полный привод и выносливая конструкция рассчитаны на эксплуатацию в любом регионе.
Турбомотор «Арканы» совместно разработан инженерами Renault и Daimler и используется в Европе уже три года. Автомобили с этими двигателями еще на этапе тестов прошли более 300 тыс. км в тяжелых климатических условиях и 40 тыс. часов экстремальных стендовых испытаний, что равно 14 годам эксплуатации по 8 часов в сутки. Реальная эксплуатация подтвердила данные, полученные при обширных тестовых испытаниях: благодаря множеству технических решений, направленных на оптимизацию рабочих режимов, улучшение теплообмена и других параметров. Кроме того, с 2020 года этот же двигатель ставится и на российский Renault Kaptur.
Чтобы на своем собственном опыте проверить турбомоторы Renault в деле, в декабре 2020 года состоялась самая суровая экспедиция — 2700-километровый пробег на Kaptur и Arkana из Якутска в Магадан. Пусть лежащий на пути «полюс холода», поселок Оймякон, и не показал рекордные -71,2 градуса на термометре, но морозы оказались нешуточными. Ежедневно температура опускалась ниже -55 градусов по Цельсию. В таких условиях серийные кроссоверы Renault доказали свою выносливость в одном из самых безжалостных мест планеты. Силовой агрегат ТСе-150 с бесступенчатой автоматической трансмиссией CVT X-Tronic прекрасно показал себя в условиях постоянной эксплуатации при экстремально низких температурах. Полноприводные автомобили преодолели ледовые переправы через Лену, заснеженные дороги и сопки с перепадом высот до 1200 м над уровнем моря. Все автомобили заправлялись на местных АЗС обычным топливом.