Статьи, 12 янв 2021, 12:32

«Нас вынуждают пользоваться навигатором». Зачем нужен новый дорожный знак

Новый информационный знак «Фотовидеофиксация» появится на дорогах с 1 марта. Он будут предупреждать об автоматическом контроле на участке в целом, а не перед каждой дорожной камерой
Читать в полной версии
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Новый информационный знак «Фотовидеофиксация» появится на дорогах России с 1 марта 2021 года. Знак 6.22 «Фотовидеофиксация» заменит действующие сейчас таблички о фиксации нарушений ПДД (знак с фото-видеокамерой на белом или желтом фоне). Сейчас их устанавливают практически перед каждым дорожным знаком, чтобы автомобилисты понимали, какие именно нарушения фиксируют в автоматическом режиме на каждом участке и в каком именно месте.

Знак будет предупреждать только о фиксации в целом

Теперь ситуация изменится. Новый знак также будет обозначать места возможного применения работающих в автоматическом режиме стационарных или передвижных дорожных камер для фиксации нарушений ПДД, но уже не будет уточнять, конкретные составы. Кроме того, знак будет устанавливать перед въездом на подконтрольную камерам территорию в целом.

Так, согласно изменениям, знак 6.22 будут устанавливать заблаговременно до зоны контроля: вне населенного пункта на расстоянии 150-300 метров от начала фиксации, а в населенных пунктах вместе со знаками 5.23.1, 5.23.2 и 5.25 — «Начало населенного пункта». Соответствующее постановление правительства от 31 декабря 2020 года опубликовано на интернет-портале правовой информации.

Такое изменение предложили в МВД России — разработанный ведомством законопроект прошел публичные слушания еще в апреле 2020 года. Там решили, что подобное решение позволит уменьшить количество «ненужных» дублирующих табличек. Кроме того, сейчас камеры умеют распознавать несколько нарушений одновременно, включая даже разговоры по телефону. Поэтому предупреждать обо всем, что сфотографирует камера при помощи дорожных знаков, просто невозможно.

«Учитывая конструктивные и технические особенности комплексов фотовидеофиксации, способных одновременно фиксировать несколько административных правонарушений в области дорожного движения, предлагается взамен знака дополнительной информации (таблички) 8.23 «Фотовидеофиксация», используемой для уточнения действия знака, с которым она применяется, внести новый информационный знак 6.22 «Фотовидеофиксация» для обозначения мест, на которых используются работающие в автоматическом режиме стационарные или передвижные специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений», — говорится в пояснительной записке к документу.

Придется чаще пользоваться навигатором

Член рабочей группы ОНФ, эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман в беседе с Autonews.ru объяснил: формулировка описания нового знака, так же, как и для табличек ранее, не делает применение нового знака обязательным. При этом при их широком использовании водители теперь не смогут определить по знакам точное расположение камеры — придется чаще пользоваться приложениями и специальными устройствами.

«Получается, что после вступления в силу поправок водители, не пользующиеся программами на смартфонах и устройствами с регулярно обновляемыми базами автоматических комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД (видеорегистраторами, радар-детекторами), должны понимать, что отныне информация о расположении этих комплексов в населенных пунктах будет доступна только в интернете», — сказал Шухман.

Знаков станет меньше

Предложение избавиться от «лишних» и дублирующих табличек и устранить визуальный шум на дорогах на публичное обсуждение вынесли в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы совместно с ГИБДД. Как ранее рассказывали Autonews.ru в ЦОДД, новый знак будут использовать самостоятельно вместо таблички 8.23 «Фотовидеофиксация». Так водителей будут информировать об автоматическом контроле даже на участках, где невозможно применить табличку 8.23 — например, там, где фиксирует непропуск пешеходов, непристегнутый ремень или разговоры по телефону.

«После того, как будут внесены изменения, мы на каждом въезде в Москву поставим новый знак, что ведется фотовидеофиксация ПДД, а старые таблички, которые установлены под каждой камерой, будут демонтированы. Это позволит нам сократить количество дорожных знаков, так как в Москве больше 2 тыс. камер. В Москве уже сейчас все знают о расположении камер, и мы этого не скрываем, все камеры отмечены на картах навигатора, выложены на Едином транспортном портале, сайте ГИБДД, и мы постоянно обновляем их, если устанавливаются новые камеры», — объясняли в ЦОДД.

Фото: Олег Лозовой / РБК

Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов в беседе с Autonews.ru раскритиковал грядущее нововведение. По его словам, дорожные камеры сейчас устанавливают в большинстве случаев на аварийно-опасных участках и предупреждение о фиксации предупреждает водителей в том числе о риске попасть в ДТП.

«Дорожные камеры по нашему законодательству — синоним очагов аварийности, поэтому будет странно вешать там камеры и никак водителей не предупреждать, — возмутился Шкуматов. — Для городов федерального значения, где камер действительно очень много просто физически, мы предлагали МВД сделать исключения и применять такие «общие» таблички. Но нам отказали. А вот в небольших городах камер мало и стоят они там, где реально происходит много аварий, ориентируясь на знаки о фиксации, водители могли бы скорректировать свое поведение. Это напоминает лоббирование интересов владельцев частных камер, которым важна собираемость штрафов. Всех нас вынуждают постоянно пользоваться навигаторами».

В свою очередь руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский считает, что «обобщающий» знак нельзя использовать как повод для того, чтобы просто снять уже расставленные предупреждающие о камерах дорожные знаки на пути водителей на трассах. При этом он считает, что в крупных городах, таких, как Москва, одного общего оповещения на отдельных улицах будет вполне достаточно.

«Например, поставили такой знак на въезде на трассу, и все, больше никакого информирования о камерах, о которых необходимо сообщать водителям, не будет — так делать бессмысленно, — рассуждает Шумский в беседе с Autonews.ru. — Таблички с предупреждением о фиксации призывают водителей более внимательно относиться к дорожной обстановке на таких участках. А если при въезде на трассу М4 протяженностью около 1500 км просто сообщить, что там есть фотофиксация, то считать это достаточным предупреждением уже нельзя. Так просто вырастет количество штрафов. При этом в Москве, других крупных городах действительно просто невозможно под каждой камерой ставить отдельный знак и табличку».

Фото: Autonews.ru

Пока официального изображения нового знака не представили. Autonews.ru направил запрос в Росстандарт, где пообещали выяснить информацию. Ранее там советовали обращаться в технический комитет по стандартизации № 278 «Безопасность дорожного движения» — Autonews.ru также направил туда запрос.