Арабский дрифт. Как издеваются над машинами и чем это заканчивается
Арабский дрифт — это популярный на Ближнем Востоке вид нелегальных уличных гонок, который в последние несколько лет получил широкую популярность благодаря развитию видеохостингов. Но на самом деле арабский дрифт появился достаточно давно. Но давайте обо всем по порядку.
В арабских странах это странное развлечение называют Tafheet или Hajwalah. Два коротких слова переводятся на русский куда более длинной и вместе с тем емкой фразой вроде «езда по кругу без цели». Такой вид достаточно странных и опасных уличных гонок появился в ОАЭ и довольно быстро получил распространение в Саудовской Аравии, Омане и Катаре.
Участники и зрители — это, конечно же, молодежь. Так что подобные гонки не так распространены среди шейхов-обладателей суперкаров вроде Lamborghini или Ferrari. Скорее наоборот, чаще всего в таких соревнованиях участвуют люди на не самых дорогих переднеприводных автомобилях, хотя бывают и исключения. Выйти на старт импровизированной гонки может каждый желающий на любой машине. Для участия требуется лишь символический вступительный взнос.
«Тафхит» появился на рубеже 1970-1980-х после нефтяного кризиса 1973 года, спровоцировавшего резкий рост цен на нефть, а заодно и рост экономики и благосостояния арабских королевств. Автопарк жителей этих стран начал неуклонно увеличиваться, а вместе с ним и снизился и средний возраст водителей. Сперва в необычные и нелегальные соревнования начали втягиваться беззаботные дети богатых родителей, а с годами состав участников становился все более разношерстным. К концу 1990-х из опасного развлечения богачей эти соревнования превратились в символ протеста против скуки. А мир узнал о «тафхите» в начале нулевых с появлением и расцветом YouTube.
Все просто. Водителю нужно как можно быстрее разогнаться до очень высокой скорости (желательно под 200 км/ч), а затем резко повернуть руль автомобиля то в одну сторону, то в другую, пустив машину в скольжение всеми четырьмя колесами или только задними колесами. Дальше нужно стараться как можно дольше поддерживать управляемое скольжение, перекладывая автомобиль из одного заноса в другой.
Итоговую оценку такому выступлению, как правило, дают зрители и наиболее уважаемые дрифтеры. Хотя называть дрифтерами безумных арабских водителей, наверно, можно лишь условно. Участникам редко удается войти в по-настоящему красивое управляемое скольжение. Для этого у них нет ни подходящих навыков, ни извилистых трасс, ни машин. Заезды обычно проходят на прямых улицах, загородных трассах или больших пустынных парковках. Машины для такой забавы подходят любые, но, как правило, в них участвуют переднеприводные среднеразмерные седаны, вроде Toyota Camry, Hyundai Sonata или Honda Accord.
Нередко такие гонки заканчиваются авариями. Причем, просто разбитые в щепки бамперы, взорвавшиеся шины или даже оторванные колеса — это еще благоприятный сценарий развития таких аварий. Нередко они заканчиваются гибелью людей: как гонщиков, так и зрителей.
Впрочем, даже к таким вещам сами участники относятся с иронией. На некоторых роликах с арабским дрифтом можно увидеть, как сами водители во время перекладок выбрасывают из окон машин импровизированные манекены людей, сшитые из старых подушек и тряпок. Подобным жестом они имитируют вылетающего из автомобиля водителя, демонстрируя свою смелость и бесстрашие.
Высокий уровень опасности и огромное количество аварий со смертельными исходами вынудили службы дорожной полиции и другие правоохранительные стран Ближнего Востока устроить охоту на нелегальных гонщиков. Однако на протяжении почти десятилетия борьба с нарушителями дорожного порядка серьезных плодов не принесла. Именно по этой причине в некоторых государствах решили легализовать арабский дрифт.
Первой страной аравийского полуострова, где узаконили «тафхит», стали ОАЭ. А точнее, ее самый прогрессивный эмират — Дубай. Местные власти на протяжении последних семи-восьми лет начали активно призывать молодежь переместиться с пустынных магистралей и ночных улиц на гоночные автодромы. К примеру, в 80 километрах от Дубая был открыт небольшой автоспортивный комплекс Emirates Motorplex, который состоит из прямой для дрэга и большой площадки для арабского дрифта. На таком полигоне нашлось место и трибуне для зрителей.
Заезды на Motorplex проходят, как правило, по пятницам. И непременно вечером после захода солнца. Количество участников не регламентировано, но площадка вмещает не больше 70-80 машин, а количество зрителей не превышает 200 человек. У каждого участника есть три минуты на выполнение самых сумасшедших трюков, но их число и сложность никак не регламентированы. Соревнования длятся несколько часов и заканчивается церемонией награждения, на которой победителю вручается несколько сотен долларов, сформированных из взносов участников.
Поскольку в этих состязаниях мастерству «гонщиков» дают оценку, то существует и нескольку стандартных элементов, который оценивают по десятибалльной шкале. Главный — это tanteel.
Элемент представляет собой основу всего «тахфита» — затяжное скольжение. Он выполняется несколько раз на скорости от 160 до 250 км/ч, а затем переходят в sefty или axeyat. Sefty — это разворот на 360 градусов в одну сторону, скольжение боком, и затем разворот на 360 в противоположную сторону. А axeyat — уже не столь сложный элемент, состоящий из сочетания разворотов на 360 и 180 градусов.
Есть еще более простой завершающий элемент taʼgeed, который представляет разворот на 360 градусов. А самый опасный элемент арабского дрифта — tatweef, который в нелегальных соревнованиях представляет собой проезд в боковом скольжении мимо автомобиля обычного участника движения, здесь выполняется вдоль заградительного барьера из старых автомобильных шин, установленных напротив зрительских трибун.
Дубай не является исключением, однако еще не во всех эмиратах и не во всех странах аравийского полуострова власти легализуют необычное развлечение молодежи. Поэтому уличные гонки продолжаются во многих регионах, в том числе и тех, где есть специальные автодромы для подобных соревнований. Желающих вдоволь погонять и поскользить пока значительно больше, чем инфраструктурных объектов для таких забав.
Уровень внимания полиции к нелегальному «тафхиту» зависит от страны и области, в которой проходят гонки. К примеру, в той же ОАЭ вся жизнь сконцентрирована в нескольких больших мегаполисах и дорожной полиции легче контролировать незаконные заезды.
Обратный пример — это Саудовская Аравия, где арабский дрифт обычно проходит на загородных дорогах в достаточно отдаленных областях от столицы. В таких местах офицер полиции запросто может быть родственником или добрым знакомым организатора нелегальных гонок и легко закрывать глаза на нарушения правил дорожного движения.
Для полиции ситуация осложняется еще и тем, что в сообществах нелегальных гонщиков есть дозорные, наблюдающие за гонкой не среди зрителей, а где-нибудь неподалеку, на небольшой возвышенности.
Именно они докладывают организаторам о приближении полицейских машин. После такого сигнала участники нелегальных гонок мгновенно покидают место заезда, и полиция лишь изредка успевает схватить нарушителей правопорядка.
При этом наказание за «тафхит» достаточно суровое во всех странах. Полицейские в праве не только отбирать права и выписывать внушительные штрафы, но и конфисковать машину, и даже приговаривать к ударам плетью.
Например, в Саудовской Аравии, если уличный гонщик попадается впервые, ему выписывают штраф в 20 000 риялов (около 5200 долларов США) за опасное вождение и арестовывают машину на 15 суток. Затем дело передается в суд, который может приговорить нарушителя даже к тюремному сроку.
Если «тафхитера» ловят во второй раз, машину отбирают уже на месяц, а сумма штрафа увеличиваетcя до 40 тысяч риялов. Соответственно и срок тюремного заключения увеличивается на усмотрение судьи. Третье задержание грозит штрафом в 60 тысяч риялов, бессрочной конфискацией машины, а также более длительным тюремным заключением.