«Местные от этого стонут». ГИБДД приняла странное решение по штрафам
Проблему федерального масштаба вскрыл скандал с выписанными по ошибке 136 тыс. штрафами ГИБДД в Подмосковных Химках. Там автомобилистам отменили штрафы, хотя некоторые были уже оплачены.
Автомобилистов в общей сложности оштрафовали на 205 млн рублей за вынужденный проезд по выделенной полосе для общественного транспорта. Водители не смогли разобраться в хитрой разметке на время дорожного ремонта — на привычном повороте направо нарисовали выделенку, а полоса налево напоминала выезд на встречную полосу. Контролировать участок отправили мобильные комплексы, которые совершали тысячи фиксаций в день в течение месяца. Автомобилисты собрали огромное количество штрафов — некоторые накопили долги до 70 тыс. рублей.
После резонансной огласки и протестов оштрафованных граждан делом заинтересовалась прокуратура Московской области. Там выявили нарушения в организации дорожного движения и потребовали у руководства подмосковной ГУ МВД России по Московской области все штрафы отменить. Но в ведомстве ответили, что сделать это без подачи заявлений от самих автомобилистов невозможно, кроме того там рассказали, что существенную часть постановлений водители уже оплатили.
Однако вскоре водители в соцсетях начали сообщать о поступивших им уведомлениях на сайте Госуслуг об отмене выписанных штрафов. Причем аннулировали в ГИБДД даже оплаченные штрафы, а некоторые водители признались: постановления они оплатили, чтобы не тратить на обжалование времени, и заявлений об отмене наказания и возврате уплаченных средств не писали.
«В ноябре получил штраф за проезд по выделенной полосе для общественного транспорта в Подмосковье. Понял, что местные жители от этого стонут. Решил, что нервы дороже, времени разбираться с этим нет, заплатил штраф, решив больше там не ездить до окончания ремонта. И вот, приходит письмо на «Госуслуги» — штраф аннулирован. Что теперь будет с моими деньгами? Надо ли совершать какие-то действия или просто ждать оповещения от банка о пополнении счета?», — задался вопросом один из водителей по имени Николай Донских.
Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов предположил, что на отмену постановлений повлияло общественное давление на ГУ МВД России по Московской области. При этом он отметил: в целом такое решение никак не упростит автомобилистам жизнь, им в любом случае придется лично идти в выписавшее штрафы отделение ГИБДД и лично писать жалобу с требованием вернуть уплаченные деньги.
«Формально получается, что в ГИБДД незаконно отменили все штрафы без официальных жалоб со стороны водителей, при этом многие постановления уже были оплачены, — объяснил Шкуматов. — Но проблема в том, что у ведомства все равно нет точных данных, куда переводить платеж. Поэтому оштрафованным автомобилистам без личного приема в ГИБДД не обойтись: удаленно подать заявление не получится. И это полный абсурд — как вы себе представляете такую очередь? Даже если один водитель получил по несколько штрафов, все равно это будет не менее 100 тыс. человек и заявлений».
С тем, что оштрафованным водителям рано расслабляться, согласен и консультировавший все это время участников конфликта юрист Михаил Никитин. Он объяснил: всем, кому отменили постановления, для возврата суммы уплаченного штрафа в любом случае потребуется копия решения об отмене. Заявление о возврате суммы уплаченного штрафа необходимо предоставить в ГИБДД вместе со справкой об исполнении операции по уплате штрафа. Эксперт предупредил: надеяться, что деньги вернут без непосредственно участия водителей бесполезно.
А вот как у ГИБДД все-таки получилось признать все штрафы одновременно недействительными, эксперты ответить затруднились — это означает, что вряд ли такая экстренная практика будет применяться в будущем. Юрист Дмитрий Дугин признался, что о столь массовых случаях отмены постановлений за время своей работы не слышал. Он предположил, что в ГИБДД могли отменить штрафы на основании ст. 25.1. КоАП, в которой прописаны полномочия прокуроров, которые имеют право вносить протесты по делу о КоАП.
«Штрафы ГИБДД отменяют на основании заявлений, ведь сейчас все постановления вступили в силу, срок их обжалования истек, а часть — даже оплачена. Возможно, в ГИБДД получилось отменить их именно на основании представления от прокуратуры, в противном случае необходимы заявления от граждан. Думаю, ускорить процесс помог и общественный резонанс», — выразил мнение Дугин в беседе с Autonews.ru.
Но так везет далеко не всем, заявил эксперт Петр Шкуматов. По его словам, автомобилисты по всей России ежедневно сталкиваются с ошибочными штрафами ГИБДД и не имеют никакой возможности их оспорить. Пришедшие из других регионов постановления водителей приглашают оспорить на личном приеме в ГИБДД, куда приезжают лишь единицы.
«Сейчас до 80% ошибочных постановлений водители предпочитают просто оплатить — при развитии автоматической системы фиксации оспорить эти «письма счастья» в автоматическом режиме у водителей просто нет, — заявил Шкуматов. — Вот получил человек штраф в Одинцово на 500 рублей, он точно ошибочный, но живет водитель в 150 км от места, откуда ему пришло постановление. Он написал жалобу в электронном виде, а его пригласили в обязательном порядке написать объяснение лично. Либо же — отправить по «Почте России». Ну и кто в такой ситуации будет этим заниматься, проще заплатить 250 рублей».
Шкуматов возмутился тем, что до сих пор у водителей нет возможности обжаловать штраф удаленно без приема в ГИБДД: «Штрафы с камер валятся в автоматическом режиме пачками, а обжаловать нужно каждое лично и отдельно. Так работает наше устаревшее законодательства — я говорю об этой проблеме с 2013 года, но становится только хуже. По итогам 2020 года водители получат около 150 млн административных штрафов и обжаловать ошибочные или полученные вот в такой ловушке, просто нет».
Юрист Дугин согласен с тем, что законодательство сильно устарело и не дает водителям возможности с удобством оспорить сомнительный штраф. Чтобы не иметь проблем с приставами, автомобилисты их стараются оплатить со скидкой и забыть. Если же у водителей появится возможность жаловаться удаленно, то, как считает эксперт, в ГИБДД просто не справятся с потоком.
«Сейчас в третьем чтении принят законопроект, позволяющий подавать жалобы на постановления ГИБДД через Госуслуги или сразу в суды, если у тех есть возможность принять такое заявление, — рассказал Дугин. — Но если в ГИБДД не появится специального отдела, куда наберут людей и который будет рассматривать заявления, толку не будет. Жалобы будут рассматривать либо так же формально, не вдаваясь в детали и штампуя отказы, либо слишком долго, что тоже неэффективно».
Шкуматов же уверен, что нововведение работать не будет, поскольку «рассматривать жалобы в ГИБДД просто некому». «В Москве ЦАФАПах сидит человек 30, которые сейчас отсматривают штрафы с камер. И как они будут справляться с потоком жалоб? Водителям, как и сейчас, будут приходить автоматические приглашения приехать лично. Без увеличения штата ГИБДД законопроект бесполезен».
За 9 месяцев 2020 года автомобилисты и пешеходы получили от ГИБДД около 121,3 млн постановлений за нарушения ПДД. Это на 16,4% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Всего нарушителей обязали выплатить государству 83,1 млрд руб. (+1,2%).